Navigation bar
  Print document Start Previous page
 191 of 584 
Next page End  

и синим лучам и понижает чувствительность глаза к оранжевым и красным лучам.
Чувствительность глаза к световым волнам различной длины не одинакова. Наиболее яркими
кажутся человеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зел¸ной части спектра
(556 нм). В сумерки наиболее ярким кажется не желто-зел¸ный цвет, а зел¸ный цвет, имеющий длину
волны 510 нм. С наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зел¸но-голубые цвета
светлеют. Это явление носит название явления Пуркинье.
Общее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до
150.
Смешение цветов
Воспринимаемые нами в природе цвета получаются обычно в результате воздействия на наш
глаз волн различной, а не одной какой-нибудь длины. Эти различные волны, совместно воздействуя на
глаз, и порождают тот или иной видимый нами цвет. Видимые нами в естественных условиях цвета
являются, таким образом, результатом смешения цветов.
На основе работ И. Ньютона Г. Грассманом были выведены следующие основные законы
смешения цветов:
Первый закон. Для каждого хроматического цвета имеется другой цвет, от смешения с которым
получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными. Дополнительными
цветами являются: красный и голубо-зел¸ный; оранжевый и голубой; ж¸лтый и индиго-синий; ж¸лто-
зел¸ный и фиолетовый; зел¸ный и пурпуровый.
Второй закон. Смешивая два цвета, лежащие ближе друг к другу, чем дополнительные, можно
получить любой цвет, находящийся в спектре между данными двумя цветами.
Третий закон. Две пары одинаково выглядящих цветов дают при смешении одинаково
выглядящий цвет, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. Так, серый цвет,
полученный от смешения одной пары дополнительных цветов, ничем не отличается от серого цвета,
полученного от любой другой пары.
Говоря о смешении цветов, разумеют прежде всего оптическое смешение, возникающее в
результате того, что различные цветовые раздражители одновременно или в очень быстрой
последовательности раздражают один и тот же участок сетчатки.
Помимо этого смешения цветов, надо учесть ещ¸ пространственное смешение цветов,
которое
получается при восприятии различных цветов не во временной, а в пространственной смежности.
Если посмотреть на определ¸нном расстоянии на небольшие, соприкасающиеся друг с другом
цветные пятна, то эти пятна сольются в одно пятно, которое будет иметь цвет, получившийся от
смешения этих малых цветовых пятен. Причиною слияния цветов является светорассеяние и другие
явления, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза.
Вследствие этого несовершенства границы цветных пятен размываются, и два или более цветных пятна
раздражают одно и то же нервное окончание сетчатой оболочки. В силу этого, когда мы смотрим,
например, на какую-нибудь ткань в мелких цветных полосках или крапинках, она нам кажется
одноцветной, окрашенной в цвет, получающийся в результате смешения различных представленных в
ней цветов. На этом пространственном смешении цветов основывается впечатление, которое
производят ткани, сплет¸нные из разноцветных нитей. На этом же пространственном смешении цветов
основывается и эффект, которым пользуются художники пуантеллисты (от слова point — точка) и
импрессионисты, когда они дают цвет поверхностей посредством цветных точек или пятен.
Эксперименты Б. М. Теплова показали, что законы этого пространственного смешения цветов,
имеющего большое применение в живописи и в ткацком деле, те же, что и законы оптического
смешения цветов.
Существенный интерес представляет и так называемое бинокулярное смешение цветов.
Бинокулярным смешением цветов называется получение некоторого третьего цвета в результате
раздражения каждого из глаз различными цветами. Если смотреть одним глазом на один цвет, а другим
глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийся от бинокулярного
смешения обоих цветов. Однако если оба цвета весьма несходны друг с другом (в особенности по
светлоте), то бинокулярного смешения цветов не возникает, а получается своеобразная игра, в которой
оба цвета воспринимаются поочер¸дно. Это последнее явление называется борьбой полей зрения.
Если поверхность не является абсолютно гладкой, то е¸ микрорельеф можно рассматривать как
большое число плоскостей, пов¸рнутых к наблюдателю под разными углами. Так как для правого и
Hosted by uCoz