Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 584 
Next page End  

левого глаза углы различны и так как под разными углами зрения цвет поверхности изменяется, то
возникает «бинокулярное смешение цветов» или же борьба полей зрения, создающая специфическое
ощущение мерцания, блеска и колебания цвета в зависимости от микрорельефа поверхности.
Восприятие фактуры обусловлено в значительной степени именно описанными явлениями. Фактура
тканей — бархата, ш¸лка, полотна, шерсти — воспринимается в специфическом качестве,
представляющем комплекс ощущений, возникающих вследствие бинокулярного смешения цветов и
борьбы полей зрения в каждой отдельной точке воспринимаемой поверхности. Восприятие природы
насыщено этими ощущениями, которые придают особую динамичность, игру и живость нашим
зрительным образам.
Психо-физиологические закономерности
В зрительных ощущениях отч¸тливо сказываются все основные психо-физиологические
закономерности рецепторной деятельности — адаптация, контрастность, последействие, так же как и
взаимодействие.
Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза к воздействию световых раздражителей.
Различают темновую адаптацию (адаптацию к темноте), светловую (адаптацию к свету) и цветовую
(адаптацию к цвету).
Темновая адаптация возникает вследствие того, что в темноте возрастает концентрация
зрительного пурпура. Это влеч¸т за собой повышение чувствительности глаза к световым
раздражениям. Чувствительность глаза может быть увеличена благодаря темновой адаптации более чем
в 200 000 раз (после одного часа пребывания в темноте). Увеличение чувствительности глаза
продолжается в течение 24 часов пребывания в темноте, однако темновую адаптацию можно считать
установившейся уже после 60—80 минут пребывания в ней. После длительного пребывания в темноте
при переходе на свет опять-таки яркий свет сначала слепит глаз, и мы плохо видим окружающее. Затем,
в результате адаптации глаза к свету, мы начинаем видеть нормально.
Интересно отметить, что — как показали исследования лаборатории психофизиологии
Института психологии — слабое раздражение органов чувств способно сократить весьма значительно
длительность процесса темновой адаптации. Этот процесс, связанный с восстановлением зрительного
пурпура — родопсина — в палочках глазной сетчатки, ускоряется под влиянием раздражений других
органов чувств (рецепторов холода, вкуса и т. д.) с 30—45 минут до 4—5 минут. Это обстоятельство
особенно важно для лиц тех специальностей, которым приходится быстро переходить от света к
темноте, например для пилотов ночных истребителей. Одновременно с чувствительностью ночного
зрения улучшается и точность глубинного зрения (Кекчеев).
Световая адаптация заключается в понижении чувствительности глаза под влиянием света.
Цветовая адаптация, или цветовое приспособление, выражается в понижении чувствительности
глаза к определ¸нному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Она не
бывает столь значительна, как световая, но зато увеличивается скорее. Согласно данным С. В. Кравкова,
наиболее адаптирующим глаз является сине-фиолетовый цвет, средним — красный цвет и наименее
адаптирующим глаз — зел¸ный цвет.
Как возникновение ощущения, так и его исчезновение не происходит внезапно и одновременно с
окончанием действия раздражителя. Необходимо некоторое время на соответствующий
фотохимический процесс. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу оста¸тся «след»,
или последействие, раздражения, которое да¸т «последовательный образ». Когда этот след
соответствует по светлоте и цветовому тону первоначальному ощущению, он называется
положительным последовательным образом,
когда же он изменяется в обратных отношениях, он
называется отрицательным последовательным образом.
Вследствие различного характера адаптации отдельных участков сетчатой оболочки глаза
возникает явление последовательного контраста.
Под последовательным контрастом разумеются временные изменения в цветовом ощущении,
которые возникают вследствие предварительного действия на определ¸нные участки глаза световых
раздражителей. Последовательный контраст представляет собой по существу отрицательный
последовательный образ. Последовательный контраст может быть световым.
Контрастные цвета близки к дополнительным цветам, однако от них отличаются.
Согласно экспериментальным данным Боненбергера, наблюдаются следующие отличия цветов
последовательного контраста от дополнительных:
Hosted by uCoz