Navigation bar
  Print document Start Previous page
 194 of 584 
Next page End  

контраста ошибочными суждениями.
С точки зрения, которую защищал Э. Геринг, одновременный контраст является результатом
взаимодействия раздраж¸нных мест сетчатой оболочки глаза.
Против теории Г. Гельмгольца говорят следующие эксперименты Э. Геринга: если смотреть
через красное стекло одним глазом, а через синее стекло другим глазом на серую полосу, изображ¸нную
на белом фоне, и фиксировать взгляд на точке, лежащей несколько ближе к наблюдателю, чтобы
увидеть серую полосу раздвоенной, то наблюдатель увидит на фиолетовом фоне голубо-зел¸ную и
оранжевую полосы. В данном случае воспринимается фон одного цвета, но вследствие влияния
красного и синего цвета одна и та же серая полоса правым и левым глазом воспринимается по-разному
— контрастно к цвету стекла.
Против теории Г. Гельмгольца говорят и вышепривед¸нные эксперименты, в которых цвета
одновременного контраста смешивались со смежными цветами, как и объективно существующие цвета,
подчиняясь в этом случае общим законам смешения цветов. Изменения в контрастном цвете в этих
экспериментах возникали не к воспринимаемому цвету, а к цветному свету, о присутствии которого
испытуемые даже не подозревали. Следовательно, ни о каком влиянии «суждений» в данных
экспериментах не могло быть и речи. Объяснение цветного контраста, по данным этих исследований,
заключается в том, что на каждый цвет накладывается контрастный к нему цвет. Однако в некоторых
случаях явления одновременного контраста усиливаются и ослабляются вследствие влияния
центральных факторов. Так, например, одновременный контраст зависит в частности от разделения
формы на части; одновременный контраст распространяется на всю воспринимаемую фигуру, как бы
«разливаясь» по ней, если она не расчленена. Но достаточно разбить эту фигуру на какие-либо две
части, чтобы линия, разделяющая фигуру на две фигуры, явилась преградой для распространения
контраста. Целый ряд опытов подтверждает это положение.
Когда индуцируемое поле является частью какой-либо цельной фигуры, контраст возрастает.
Напротив, обособленность полей уменьшает действие контраста.
Чем ближе расположены друг от друга две поверхности, имеющие различные цвета, тем сильнее
их влияние друг на друга. Особенно сильное влияние одновременного контраста возникает на границе
сопротивляющихся полей (так называемый краевой контраст).
Изменение цвета вызывается не только контрастным воздействием другого цвета, но и рядом
других факторов. Так, в частности, цвета изменяют свой цветной тон, светлоту и яркость на расстоянии
в зависимости от величины угла, под которым воспринимается данная цветовая поверхность. Это
изменение зависит от фона, на котором цвета воспринимаются, прич¸м изменение цветов возникает не
только на цветных фонах, но также на ч¸рном и белом. Эксперименты показали, что для каждого фона
имеется своя кривая изменения цвета, воспринимаемого под малым углом зрения.
Так, например, на белом фоне под малым углом зрения все цвета имеют тенденцию сдвигаться
по направлению к двум «положительным критическим точкам», одна из которых находится в крайней
видимой красной части спектра, а другая — между зел¸ным и голубым цветами спектра. Вследствие
этого на белом фоне ж¸лтые, оранжевые, пурпуровые и фиолетовые цвета краснеют, а ж¸лто-зел¸ные,
зел¸ные и синие — голубеют. Вместе с тем синие, а также фиолетовые и голубые цвета очень темнеют
на белом фоне. [«Труды Государственного института по изучению мозга им. Бехтерева», т. IX, Л. 1938,
стр. 15—59.]
Ещ¸ тысячу лет назад некоторые великие старые мастера живописи, создавая произведения
искусства, интуитивно знали и практически учитывали изменения цвета на расстоянии и добивались
этим замечательных эффектов. Так, например, некоторые византийские мозаики, выполненные более
тысячи лет назад, имеют вблизи основной ж¸лто-зел¸ный тон и кажутся условными и неприятно
схематичными. При восприятии же их на расстоянии, они превращаются в непревзойд¸нные образцы
реалистического искусства. Мастера Средней Азии IV в. создавали цветные орнаменты, которые вовсе
не изменялись на расстоянии. Из более близких нам мастеров — Х. Рембрандт пользовался в своих
картинах теми же эффектами.
Раскрытие закономерностей изменения цветовых систем на расстоянии приобретает особенно
большое практическое значение для монументальной живописи, которая при архитектурных
сооружениях крупных масштабов должна быть рассчитана на восприятие на больших расстояниях.
Теория цветоощущения
Для объяснения цветного зрения, истинная природа которого до сих пор экспериментально не
Hosted by uCoz