Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 584 
Next page End  

Восприятие цвета
Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет
«вообще», но цвет определ¸нных предметов. Предметы эти находятся от нас на определ¸нном
расстоянии, в определ¸нной воздушной среде и бывают освещены прямыми или непрямыми лучами
белого или цветного света. Кроме цветов поверхности предметов, мы воспринимаем мутную среду,
через которую видим эти предметы, например туман, дым, окутывающий видимые нами предметы.
Наконец, сами предметы могут быть полупрозрачными или «мутными». В этом случае они могут
освещаться светом, не только падающим на их поверхность, но и проходящим через них (молочное
стекло, цветные полупрозрачные камни). Если цвет не локализируется вовсе, то он воспринимается как
цвет пространства. Цвет прозрачных предметов называется цветом поверхности в отличие от цвета
пространства.
Цвет, видимый нами как цвет определ¸нного предмета, обладает специфическими свойствами.
Основным из этих свойств является относительная его константность при изменяющихся условиях
освещения. Хотя, будучи освещ¸нной различным по яркости и цвету светом, цветная поверхность
предмета отражает различный цветовой поток, воспринимаемый цвет поверхности, так же как и
объективная окраска самого предмета, при этом не изменяется. Мы как бы «снимаем» освещение,
воспринимаем цвет в его нормальном освещении. Это «снятие» освещения и как бы перевод его в
условия нормального освещения обозначается обычно как трансформация цвета. Не существуй у нас
подобной трансформации, белый цветок, находящийся под зел¸ной листвой, должен был бы казаться
того же цвета, что сама листва под открытым небом; клубок белых ниток при свете лампы должен был
бы иметь для нас цвет апельсина. Однако в естественных условиях наших восприятий этого нет: лист
белой бумаги оста¸тся в нашем восприятии белым при желтоватом освещении электрической лампы и
под зел¸ной листвой, хотя физически состав отражаемого им света в обоих случаях различен. Писчая
бумага воспринимается нами как белая и в сумерки, а шрифт печатного текста как ч¸рный и при ярком
солнечном освещении, хотя свет, отражаемый белой бумагой, слабее света, отражаемого шрифтом при
солнечном освещении. Ещ¸ Э. Геринг отмечал, что кусок угля в полдень отражает в несколько раз
больше света, чем кусок мела на рассвете; между тем и в полдень уголь воспринимается нами как
черный, а мел на рассвете как белый. Это постоянство цвета в некоторых отношениях особенно
примечательно: при постоянстве величины и формы изменяется лишь изображение на сетчатке: в
данном случае изменяется и объективный раздражитель — физический состав световых лучей,
отражаемых поверхностью воспринимаемого цвета, в соответствии с цветом самого предмета, хотя этот
последний является лишь одним из условий, определяющих действующий на глаз раздражитель.
Явление константности и трансформации цвета является, по-видимому, сложным процессом,
обусловленным как центральными, так и периферическими факторами. Для того чтобы правильно и
достаточно дифференцированно определить их роль в константности, нужно прежде всего различать,
кроме хроматической и ахроматической константности цвета поверхностей, ещ¸ и константность
освещ¸нности.
[См.:
«Уч¸ные записки Государственного Педагогического института им. Герцена»,
кафедра психологии, т. XVIII, Л. 1939; Б. М. Компанейский, Проблема константности восприятия цвета
и формы вещей:
Докт. дис. // Уч¸ные записки Государственного Педагогического института им.
Герцена, кафедра психологии, т. XXXIV. Л. 1940. С. 15-179.]
Константность освещ¸нности объясняется тем, что к цвету освещения прибавляется контрастный
цвет. Вследствие этого как хроматическое, так и ахроматическое освещение нивеллируется по своей
силе, приближаясь к среднему дневному, а хроматическое освещение, сверх того, становится менее
хроматическим.
Явление хроматической константности цвета выражается в тенденции воспринимать цвет
поверхности как освещенной средним дневным светом и объясняется явлением константности
освещ¸нности.
Проблема ахроматической константности — это проблема восприятия светлоты поверхности.
При тожественном освещении изменения в светлоте поверхности совпадают с изменениями в
яркости света. Однако явление константности освещения вызывает только тенденцию к нивеллировке
освещ¸ннности. Но так как, несмотря на константность освещения, различие в восприятии
освещ¸нности вс¸ же существует, то проблема восприятия светлот не может быть объяснена только
константностью освещ¸нности. Светлота поверхности определяется отношением между отраж¸нным и
полным световыми потоками. Поэтому восприятие светлоты поверхности определяется осознанием
Hosted by uCoz