Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 584 
Next page End  

соотношений между цветовыми свойствами предметов и цветовыми свойствами освещающего их
света.
Это осознание соотношений между освещ¸нностью и собственным цветом поверхности
возникает на основе опыта — предшествующих восприятий. Существенную роль при осознании этих
соотношений играет осознание качества фактуры поверхности (микрорельеф и микроцвет), а также
осознание качества материала поверхности. Поэтому светлота воспринимается не независимо от
условий освещения, а обратно вследствие осознания условий освещения.
Хроматическая константность определяется автоиндукцией от света. Светлотная константность
определяется главным образом влиянием центральных факторов и лишь отчасти влиянием
периферических факторов.
Зависимость светлоты воспринимаемых предметов от осознания условий их освещ¸нности
показана в ряде простых и убедительных экспериментов. [См. «Уч¸ные записки Государственного
Педагогического института им. Герцена», кафедра психологии, т. XXXIV, Л. 1940, стр. 94—95.]
Фотоснимок белой статуэтки на ч¸рном бархатном фоне
Выше изображ¸н фотоснимок белой статуэтки, заснятой на фоне освещенного сильным светом
ч¸рного бархата. Освещ¸нность статуэтки E = 4
люксам, освещ¸нность бархата E
=
4940 люксам.
Отношение яркостей статуэтки и ч¸рного бархата:
'
'
'
'
'
'
'
'
'
R
E
R
E
B
B
,
R' = 0,8; R'' = 0,01.
Отсюда
15
1
01
,
0
4940
8
,
0
4
'
'
'
B
B
, т. е. фон в 15 раз ярче статуэтки.
Фотография не переда¸т соотношения освещ¸нностей статуэтки и фона; поэтому на фотографии
различие в яркостях осозна¸тся как различие в светлотах, и зритель видит т¸мную статуэтку на белом
фоне. Однако глаз зрителя, поставленный перед статуэткой (вместо «глаза» фотообъектива), видит
белую затен¸нную статуэтку на сильно освещ¸нном ч¸рном фоне.
Одинаково освещ¸нные головы двух статуэток (левая — белая, правая — т¸мная)
Hosted by uCoz