Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 584 
Next page End  

Различно освещ¸нные головы тех же статуэток
Выше изображены две статуэтки, из которых левая белая (R'' = 0,8), a правая — т¸мной бронзы
(R' = 0,08). Освещ¸нность белой статуэтки E'' = 4 люксам, а освещ¸нность т¸мной статуэтки E' = 4400
люксам. Отношение яркостей т¸мной и белой статуэток:
8
,
0
4
08
,
0
4400
'
'
'
'
'
'
'
'
'
R
E
R
E
B
B
= 110,
т. е. т¸мная статуэтка в 110 раз ярче белой. На фотографии обе статуэтки воспринимаются как
равно освещ¸нные. Поэтому соотношения яркостей осознаются как отношения светлот, вследствие чего
т¸мная статуэтка осозна¸тся, как белая, а белая статуэтка осозна¸тся, как т¸мная. На другом рисунке
дано изображение тех же статуэток, заснятых в условиях равного их освещения. При восприятии обеих
статуэток в условиях различного освещения это различие в освещ¸нностях осозна¸тся, и поэтому
оценка светлот в тр¸хмерной действительности, несмотря на различие в яркостях, соответствует
действительным светлотам статуэток, изображ¸нных на привед¸нном рисунке. Лица, обладающие
хорошим воображением, могут легко представить окружающие их предметы в различных условиях
освещения. При этом они могут заметить, что, в зависимости от представляемого ими изменения
условий освещения, светлоты воспринимаемых ими объектов значительно изменяются. Так, например,
если посмотреть на какую-нибудь тень и осознать е¸ как собственный цвет поверхности, то она
потемнеет. Если положить на белую бумагу серый квадрат и осмыслить его, как тень, то он посветлеет.
Если представить, что тот же квадрат сделан из матового стекла и просвечивает сзади, то он также (но в
меньшей степени) посветлеет. Напротив, если освещенную, сзади просвечивающую поверхность
представить, как освещ¸нную сильным, направленным светом, то она потемнеет.
II. Восприятие
Общая теория
Природа восприятия
Вс¸ филогенететическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в
процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его
биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде.
Зрение пчелы, слух лягушки, обоняние собаки дифференцирует более слабые, но биологически
значимые, связанные с их жизнедеятельностью раздражители, не реагируя на раздражители более
сильные, но биологически не адекватные (см. выше). Подобно этому в ходе исторического развития
человека развитие специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано с развитием
общественной практики. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие
общественной практики порождало и новые формы восприятия. Лишь благодаря развитию техники в
восприятие человека включается недоступная восприятию обезьяны «наивная физика»; в процессе
художественной деятельности формировалось человеческое восприятие красоты форм —
изобразительных и музыкальных.
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи,
человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь
дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку
осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от
Hosted by uCoz