Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 584 
Next page End  

предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических механизмов, которые
включаются в процесс е¸ разрешения.
Это положение отч¸тливо выступает, например, в правильно поставленном
психофизиологическом исследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, которая
разрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации, составляющей
внутреннее психологическое содержание действия, изменяется также неврологический уровень и
механизмы осуществляющего его движения (см. главу о движении). Действие человека является
подлинным психофизическим единством. Таким образом, в плане конкретного исследования
преодолеваются вульгарные представления, насквозь пронизанные традиционным дуализмом, согласно
которым психические моменты в человеческой деятельности будто бы являются внешними силами,
извне управляющими движением, а это последнее — чисто физическим образованием, для
физиологической характеристики которого безразличен тот психофизический контекст, в который оно
включено.
Лишь в таком единстве обоих соотношений, в которые включается психика, перестраивается
понимание каждого из них, до конца преодолевается психофизический дуализм, непреодолимый, пока
каждое из них бер¸тся порознь, прич¸м психика, соотносясь, неизбежно противопоставляется мозгу
субстрату или объекту. На самом деле мы в конечном сч¸те имеем не два равноправных и внеположных
соотношения. Одно из них в действительности включено в другое и в свою очередь определяет его.
В ходе развития строение мозга обусловливает возможные для данного индивида формы
поведения, его образа жизни; в свою очередь образ жизни обусловливает строение мозга и его функции.
Ведущим, определяющим является при этом развитие образа жизни, в процессе перестройки и
изменения которого происходит развитие организмов и их органов — в том числе мозга — заодно с их
психофизическими функциями.
С изменением форм существования — особенно при переходе от биологических форм
существования и жизнедеятельности животных к историческим формам общественно-исторической
деятельности у человека — изменяются материальные основы, определяющие психику, и она сама. С
переходом от биологического развития к историческому у человека психика переходит на новую,
высшую, ступень. Этой высшей, качественно специфической ступенью в развитии психики является
сознание человека.
С развитием у человека трудовой деятельности, которая материализуется в определ¸нных
продуктах, сознание человека, формирующееся и развивающееся в процессе этой деятельности,
опосредуется предметным бытием исторически создаваемой материальной и духовной культуры.
Будучи «продуктом мозга», сознание становится историческим продуктом. Генезис сознания
неразрывно связан с становлением человеческой личности, с выделением е¸ из окружающего и
противопоставлением ей окружающего как предметного мира, объекта е¸ деятельности. Становление
предметного сознания, в котором субъект противополагается объекту, является по существу не чем
иным, как идеальным аспектом становления личности как реального субъекта общественной практики.
Сознание предполагает возможность у индивида выделить себя из природы и осознать сво¸ отношение
к природе, к другим людям и к самому себе. Оно зарождается в процессе материальной деятельности,
изменяющей природу, и материального общения между людьми. Получая в речи,
в языке форму
реального практического существования, сознание человека развивается как продукт общественной
жизни индивида.
Появление психики и развитие новых форм е¸ всегда связано с появлением и развитием новых
форм жизни, новых форм существования. Так, в частности, появление и развитие сознания — этой
высшей специфически человеческой формы психики — связано с развитием общественной жизни.
Предмет и задачи психологии как науки
Уяснение природы психического выясняет вместе с тем теоретические задачи психологии,
специфические задачи психологического познания. Анализ любого психического явления показывает,
что осознание — значит, всякое, даже наивное познание — психических явлений всегда предполагает
раскрытие тех предметных связей, посредством которых психические переживания впервые
выделяются из мистической туманности чистой непосредственности, лиш¸нной всякой определ¸нности
и членораздельности, и определяются как объективные психологические факты. Поскольку эти
предметные отношения могут быть неправильно или неполно, неадекватно раскрыты в
непосредственных данных сознания, эти последние могут давать неадекватное познание психических
Hosted by uCoz