Navigation bar
  Print document Start Previous page
 200 of 584 
Next page End  

непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии
восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую» деятельность. Теоретическая
деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Таким
образом, связанное первично в качестве компонента или условия с какой-либо конкретной
практической деятельностью, восприятие в конце концов в форме наблюдения переходит в
более или
менее сложную деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые специфические
черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие действительности переходит в связанное с
творческой деятельностью создание художественного образа и эстетическое созерцание мира.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а
иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и
прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие
предмета; воспринимая, он таким образом производит определ¸нную деятельность, направленную на
то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном сч¸те в силу
того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия,
контролирующего это осознание.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной
действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только
чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета.
Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную
черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только
реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как
свойство определ¸нного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый
источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него
действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие
образа, но и определ¸нной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко
развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и
обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как
уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного
аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает
восприятие предмета, то в свою очередь и восприятие как осознание противостоящих субъекту
предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически
реагировать на сенсорный раздражитель, но и оперировать предметами в координированных действиях.
В частности, например, восприятие пространственного расположения вещей совершенно очевидно
формируется в процессе реального двигательного овладения пространством — сначала посредством
хватательных движений, а затем передвижения.
Эта связь восприятия с действием, с конкретной деятельностью человека определяет весь путь
его исторического развития у человека. Специфический аспект, в котором люди воспринимают
предметы окружающей их действительности, преимущественное выделение в ней одних сторон перед
другими и т. п., несомненно, существенно обусловлен потребностями действия. В частности развитие
высших специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим
развитием культуры, в том числе и искусства — живописи, музыки и т. д.
В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с
деятельностью выступает особенно отч¸тливо. Процесс восприятия действительности художником и
процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество
обусловлено его восприятием, но и само восприятие его в известной мере обусловлено изображением
художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в
соответствии с ними. Процесс художественного изображение и процесс художественного восприятия
образуют одно взаимодействующее единство.
В отношении художественного восприятия полную силу приобретает аналогия между
соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи, с одной стороны, и между
мышлением и его выражением в речи — с другой. Как речь, в которой мышление формируется, в свою
очередь, участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только
выражает, но и формирует восприятие художника. Оно вместе с тем воспитывает и, значит, формирует
восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по-настоящему воспринимать
мир.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью и само оно специфическая —
Hosted by uCoz