Navigation bar
  Print document Start Previous page
 201 of 584 
Next page End  

познавательная — деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в н¸м чувственных качеств
предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета — для того, чтобы
тотчас же быть отнес¸нными к нему. Восприятие — это форма познания действительности.
Возникающие в процессе восприятия чувственные данные и формирующийся при этом
наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т. е. относятся к определ¸нному
предмету. Этот предмет определ¸н понятием, закрепл¸нным в слове; в значении обозначающего его
слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в предмете в результате общественной
практики и общественного опыта. Сопоставление, сличение, сверка образа,
возникающего в
индивидуальном сознании, с предметом,
содержание — свойства, признаки — которого, выявленные
общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающего его слова, составляет
существенное звено восприятия как познавательной деятельности.
Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность «прощупывания»,
обследования, распознавания предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств в
свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих
чувственных качеств. Это предметное значение как бы апперцепирует, вбирает в себя и истолковывает
чувственные данные, возникающие в процессе восприятия.
Всякое сколько-нибудь сложное восприятие является по существу своему решением
определ¸нной задачи, которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия
чувственных данных, с тем чтобы определить их значение и найти адекватную их интерпретацию.
Деятельность истолкования включается в каждое осмысленное человеческое восприятие. Е¸ роль
очевидна при восприятии художественного произведения. Художественный образ никогда не сводится
к одному лишь более или менее целостному комплексу сенсорных данных, как не сводится к ним
содержание сколько-нибудь значительного художественного произведения. Художник непосредственно
вводит в поле зрения воспринимающего чувственные данные образа, но посредством них он ставит
перед художественным восприятием задачу воспринять то, что ими задано, — семантическое
поэтическое содержание образа и воплощ¸нный в н¸м замысел художника. Именно потому, что
восприятие художественного произведения должно разрешить такую задачу, оно является сложной
деятельностью, не в равной мере каждому доступной.
По существу аналогичная деятельность интерпретации заключена в каждом восприятии сколько-
нибудь сложной жизненной ситуации. Лишь в искусственно упрощ¸нных условиях, которые создаются
иногда в психологических экспериментах, е¸ можно как будто более или менее свести на-нет и таким
образом утерять из поля зрения это важнейшее звено в процессе восприятия. Когда она выделяется из
восприятия в особый процесс, восприятие, как таковое, распадается или переходит в другие процессы
— мышления, осмысления, истолкования и т. д. в одном случае, узнавания — в другом. В восприятие
эта деятельность включается, но так, что в н¸м осозна¸тся не сама эта деятельность, а е¸ результат. Оно
поэтому выступает, как созерцание.
Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нам нашими органами
чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать
восприятие от ощущений явно несостоятельна.
Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является
более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые
входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизвед¸нный прошлый опыт, и мышление
воспринимающего, и — в известном смысле — также его чувства и эмоции. Отражая объективную
действительность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно-зеркально, потому что в н¸м
одновременно преломляется вся психическая жизнь конкретной личности воспринимающего.
В самом чувственном сво¸м составе восприятие не является простой механической суммой друг
от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку различные
раздражения в процессе восприятия находятся в многообразных взаимозависимостях, постоянно
взаимодействуя друг с другом.
Наблюдение и экспериментальное исследование свидетельствуют, например, о воздействии
цвета на видимую величину предмета
[Ср. Р. А. Каничева, Влияние цвета на восприятие размера,
«Психологические исследования», под ред. Б. Г. Ананьева, т. IX, Л. 1939.]: белые и вообще светлые
предметы кажутся больше, чем равные им ч¸рные или т¸мные предметы (так, в светлом платье человек
кажется крупнее, полнее, чем в т¸мном), относительная интенсивность освещения влияет на видимую
отдал¸нность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или
предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии очень существенно изменяется.
Hosted by uCoz