Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 584 
Next page End  

«Фигура» и «фон» (по Рубину)
Константность восприятия
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не
может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному
предмету, к определ¸нному участку или моменту объективной действительности.
Значение тех
свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического
процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-
познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в
относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных
пределах условиях их восприятия.
Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии предмет удалить от нас, то отображение
его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, и, значит уменьшится и площадь его, а между
тем в восприятии образ сохранит в определ¸нных пределах приблизительно ту же постоянную,
предмету свойственную величину. Точно так же форма отображения предмета на сетчатке будет
изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет
нами восприниматься как более или менее постоянная. Стоящую передо мной тарелку я воспринимаю
как круглую, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на моей
сетчатке от тарелок моих соседей, не круглое, а овальное — это эллипсы, удлин¸нность которых
зависит от угла зрения, под которым я их вижу; для тарелки каждого из моих соседей они различны.
Тем не менее видимая мною форма предметов оста¸тся относительно постоянной — в соответствии с
объективной формой самих предметов. Аналогичная константность имеет место и для цвето- и
светоощущения (см. выше).
В процессе восприятия как бы различается собственный размер предмета и его удаление от
воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается,
собственный цвет предмета и освещение, в котором он является.
Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы
наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении
расстояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте головы или изменении освещения,
т. е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узна¸м предметы.
Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непрерывное мерцание непрерывно
сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и
бликов неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше
восприятие превратилось бы в сплошной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной
действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого
восприятия были бы невозможны.
В теоретической трактовке константности (или ортоскопичности) и предметности в зарубежной
литературе явно выступают идеалистические тенденции. Они проявляются в том, что постоянство
чувственных свойств предмета в восприятии призна¸тся результатом имманентных механизмов, и
константный предмет таким образом рассматривается как продукт или результат константности или
ортоскопичности восприятия. В действительности же, наоборот, сама константность в подлинном
смысле слова обусловлена предметом, его осознанием. Это в фактическом материале исследований
отч¸тливо выступает, например, в зависимости константности цвета от его осознания как цвета или
окраски предмета.
Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки
в окружающем мире, имеется, как установили экспериментальные исследования (В. Келера, Д. Катца, Г.
Ревеша, А. Пьерона), уже и у животных. У человека константность величины, формы, цвета в возрасте
от 2 до 14 лет несколько прогрессирует, но в основном имеется уже в двухлетнем возрасте.
Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия и при
некотором изменении субъективных условий восприятия следуют за остающимися постоянными
свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено
регулирующему его отношению к предмету.
Адекватное соотношение между восприятием и отображ¸нными в восприятии предметами
объективной действительности — это основное соотношение, в соответствии с которым в конечном
сч¸те регулируются все соотношения между раздражителями, раздражениями и состояниями сознания.
Hosted by uCoz