Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 584 
Next page End  

Даже «иллюзорное» восприятие абстрактных геометрических фигур объясняется, как мы видели,
приспособленностью нашего восприятия к адекватному восприятию реальных объектов. Проблема
константности, ортоскопичности, т. е. «правильного видения», — это проблема отражения в частной
психофизической постановке.
Осмысленность восприятия
Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной
основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не «структуры», а предметы, которые имеют
определ¸нное значение.
Практически для
нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его
употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для
опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его
употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя
затруднились бы в точности определить те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По
различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узна¸м один и тот же предмет. Будучи
осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления.
Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и
смыслового, ощущения и мышления.
Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не
надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг
друга. Прежде всего, смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на
чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного
значения данного чувственного содержания.
В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное
содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой
материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно
сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще
знакомом языке: знакомое значение слов помогает дифференцировать бесформенную звуковую массу в
нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в
соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением,
выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стуш¸вываются; в результате оно
обобщается. В частности осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщ¸нное смысловое
восприятие — восприятие фонем.
Сама структура восприятия, которую гештальт-психология хотела превратить в нечто
самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это
предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на
константности и трансформации цветов.
Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и
смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так
называемой духовной слепоте или глухоте,
при зрительной или слуховой асимволике больной
воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него
значение. Он не узна¸т и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия
воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.
А. Гельб и К.
Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай
больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие
значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных
умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит»
человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу
ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому
поводу больной рассказывает, как он узна¸т на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие,
повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного
в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное
восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой —
надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует
патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует
Hosted by uCoz