Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 584 
Next page End  

явлений. Не вс¸ то, что человек переживает, он адекватно осозна¸т, потому что не все отношения,
выражающиеся в переживании и определяющие его, сами адекватно даны в сознании как отношения.
Именно поэтому вста¸т задача
отличного от простого переживания
познания психического
посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. Это и
есть задача психологии. Психологическое познание это опосредованное познание психического через
раскрытие его существенных, объективных связей и опосредований.
В радикальном отличии от основных тенденций традиционной психологии, изучавшей, функции
или структуру сознания только имманентно, в замкнутом внутреннем мире, психология должна
исходить при изучении человеческого сознания из его отношения к предметному миру объективной
действительности.
Заодно с преодолением дуалистического противопоставления психического как будто бы
замкнутого внутреннего мира миру внешнему падает традиционное дуалистическое
противопоставление самонаблюдения, интроспекции внешнему наблюдению, падает само понятие
самонаблюдения в его традиционном понимании, которое, замыкая самонаблюдение в самодовлеющем
внутреннем мире, механически противопоставляет его внешнему, объективному наблюдению.
Поскольку, с одной стороны, действие или поступок не могут быть определены вне своего
отношения к внутреннему содержанию сознания, объективное психологическое наблюдение,
исходящее из внешней стороны поведения, не может брать внешнюю сторону поведения в отрыве от
внутренней его стороны. Поскольку, с другой стороны, осознание моих собственных переживаний
совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру, к тому, что в них переживается,
познание психических фактов, исходящее из внутренней их стороны, из самонаблюдения, не может
определить, что собственно оно да¸т, вне соотношения психического, внутреннего с внешним.
Пусть я исхожу из самонаблюдения: мне даны мои переживания так, как мои переживания
никому другому не могут быть даны. Многое из того, что сторонний наблюдатель должен был бы
установить косвенным пут¸м посредством кропотливого исследования, мне как будто непосредственно
открыто. Но вс¸ же: что собственно представляет собой мо¸ переживание, каково объективное
психологическое содержание того процесса, субъективным показателем которого оно служит? Чтобы
установить это и проверить показания моего сознания, я вынужден, становясь исследователем своей
собственной психики, прибегнуть принципиально к тем же средствам, которыми пользуется в
объективном психологическом исследовании сторонний наблюдатель. Сторонний наблюдатель
вынужден прибегнуть к опосредованному познанию моей психики через изучение моей деятельности не
потому только, что ему непосредственно не даны мои переживания, но и потому, что по существу
нельзя объективно установить психологический факт или проверить объективность психологического
познания иначе, как через деятельность, через практику.
Восприятие, воспроизведение, мышление и т. д. — это внутренние психические процессы, но
каждый из них объективно определяется посредством тех условий, которым он должен удовлетворять,
чтобы быть действительно восприятием (а не галлюцинацией), узнаванием (а не иллюзией уже
виденного), мышлением (а не простой ассоциацией представлений или скачкой бредовых идей). Но
удовлетворяет процесс тем объективным условиям, которыми он определ¸н, полностью выявляясь лишь
в действии. Поэтому объективное наличие того или иного психического процесса может быть и другим
и мной самим объективно установлено лишь посредством соответствующей деятельности.
Восприятие предполагает наличие реального объекта, непосредственно действующего на наши
органы чувств. Оно всегда при этом есть восприятие какого-то материала (предмета, текста, нот,
чертежа), которое совершается в определ¸нных реальных условиях (при определ¸нном освещении и
пр.). Для того чтобы установить наличие этого объекта и, значит, наличие восприятия (а не
галлюцинации), необходимо, очевидно, прибегнуть к ряду операций, совершаемых в определ¸нных
реальных условиях. Для того, например, чтобы утверждение о ч¸ткости восприятия не было фразой,
лиш¸нной всякого определ¸нного значения, нужно прибегнуть к объективным мерилам, дающим
возможность придать утверждению определ¸нное содержание, например ч¸ткость и острота зрения,
определяемая чтением такого-то текста в таких-то реальных условиях, на таком-то расстоянии, при
таком-то освещении. Но для того чтобы это установить, необходимо, очевидно, испытать функцию в
этих конкретных реальных условиях — действительно прочитать этот текст.
Воспроизведение предполагает соответствие воспроизвед¸нного образа реальному предмету.
Для того чтобы установить наличие этого соответствия и, значит, наличие подлинного воспроизведения
(а не воображения) и характер этого соответствия (степень точности) и, значит, психологические
особенности воспроизведения или памяти, необходимо, очевидно, объективизировать
Hosted by uCoz