Navigation bar
  Print document Start Previous page
 216 of 584 
Next page End  

псевдоскопом, которым испытуемые пользовались как биноклем.
[А. Г. Комм, Реконструкция в
воспроизведении // Уч¸ные записки Гос. Пед. института им. Герцена, кафедра психологии, т. XXXIV, Л.
1940, стр. 237.] Псевдоскоп ставит восприятие в условия обратной перспективы: ближние точки
пространства переходят в дальние, а дальние — в ближние. Поэтому все вогнутые предметы должны
были бы восприниматься как выпуклые, а выпуклые — как вогнутые. И действительно, экспонаты,
формы которых не закреплены опытом, так и воспринимаются. Но человеческое лицо, например,
никогда не воспринимается в обратной перспективе. Когда испытуемый смотрит в псевдоскоп на
вогнутую маску человеческого лица и на выпуклое его скульптурное изображение, вогнутое
изображение выглядит в псевдоскопе выпуклым; выпуклое же, представляющее обычную форму
человеческого лица, и в псевдоскопе таким же и воспринимается: действие центральных факторов
коррегируют данные периферических раздражений; фактическое восприятие предметов
обусловливается не только наличными периферическими раздражениями, но и всем прошлым опытом.
При смотрении на окружающее в псевдоскоп все предметы разделятся на две категории: вс¸, что
может быть сдвинуто без нарушения основных условий осмысленности нашего опыта, сдвигается
согласно условиям периферического видения в обратной перспективе; вс¸ же, что будучи
соответственно сдвинутым, оказалось бы в противоречии с основными «устоями» нашего опыта,
оста¸тся не сдвинутым, как если бы оно было дано в прямой перспективе. Опыты с псевдоскопом могут
быть поэтому в дальнейшем использованы для определения меры прочности, с которой прошлым
опытом закреплены у человека представления о форме и других свойствах различных предметов.
В восприятии глубинной, тр¸хмерной формы, т. е. формы реальных предметов объективной
действительности, существенную роль играют глубинные ощущения.
Этой ролью глубинных ощущений в восприятии формы тр¸хмерного тела объясняется ряд
закономерно наблюдающихся своеобразных зависимостей между формой предметов, отдал¸нностью, в
которой они воспринимаются, и их видимой величиной. Так, вследствие того, что восприятие
тр¸хмерных предметов объективной действительности, находящихся вблизи от зрителя, насыщено
глубинными ощущениями, объекты, расположенные близко, кажутся несколько меньше, а
следовательно, и дальше. [Данное явление объясняется также и влиянием константности восприятия.]
Восприятие объектов, находящихся вдали, напротив, более плоскостно; поэтому объекты,
находящиеся вдали, кажутся несколько больше, а следовательно, и ближе, чем это есть на самом деле.
Аналогичные явления наблюдаются и в живописном изображении на плоскости: чем больше
рельефности и телесности в изображении, тем оно кажется меньше. Обратно, — плоскостные,
нерельефные изображения кажутся больше и ближе. Это же явление возникает и при восприятии
барельефов: чем рельефнее барельеф, тем он кажется меньше и, следовательно, дальше; обратно, —
увеличение плоскостности влеч¸т за собою увеличение кажущейся величины барельефа и его
приближение к зрителю.
Далее, чем ближе к зрителю расположены объ¸мные формы, тем сильнее становятся глубинные
ощущения и потому тем глубже кажутся воспринимаемые формы. Напротив, при отдалении этих форм
от зрителя глубинные ощущения делаются слабее, и вследствие этого воспринимаемая форма кажется
более плоской. Так, кубическая форма вблизи кажется вытянутой в глубину, а издали — несколько
сплюснутой. Если посмотреть на какую-либо аллею сначала издали, а затем подойдя к е¸ выходу, то в
первом случае она будет казаться короче, чем во втором.
При восприятии художественных живописных изображений на плоскости возникает обратное
явление. В реальной жизни по мере приближения к объ¸мной форме отношения между видимыми
размерами объективно равных дальних и ближних частей формы (перпендикулярными зрительной оси)
вс¸ уменьшаются (на основе законов линейной перспективы). Обратно, — при отдалении от объ¸мной
формы на достаточное расстояние отношения между видимыми размерами объективно равных ближних
и дальних частей формы (перпендикулярными зрительной оси) вс¸ увеличиваются, приближаясь (в
пределе) к единице. В произведениях живописи эти отношения остаются неизменными. Поэтому при
приближении к картине происходит кажущееся увеличение частей заднего плана и вследствие этого
кажущееся приближение заднего плана к зрителю; обратно, — при отдалении от картины возникает
кажущееся уменьшение частей заднего плана и вследствие этого кажущееся отдаление заднего плана от
зрителя. Другими словами, при приближении к картине вс¸ изображ¸нное на ней делается менее
глубоким, а при отдалении — глубина изображ¸нного увеличивается.
Указанное явление объясняется также и тем, что в реальной жизни чем ближе объект, тем
сильнее глубинные ощущения, и чем дальше объект, тем глубинные ощущения слабее. При восприятии
плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе; их заместителями являются глубинные
Hosted by uCoz