Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 584 
Next page End  

представления. Однако глубинные представления (как и перспективные соотношения отдельных частей
изображ¸нной формы) остаются на всех расстояниях неизменными. Поэтому при приближении к
картине изображ¸нные на ней формы кажутся более плоскими, а при отдалении — более глубокими.
Восприятие движения
Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого ещ¸ не вполне выяснена.
Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение
вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать
глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на н¸м взгляд. Смещение же точки по отношению к
положению нашего тела указывает нам на е¸ передвижение в объективном пространстве. Восприятие
движения в глубину пространства, которое экспериментально ещ¸ почти не исследовалось, возникает
вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом,
некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы
следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только
движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных
направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С
другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если
через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих
определ¸нные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так называемый
стробоскопический эффект.
Для того чтобы возник стробоскопический эффект, отдельные раздражители должны быть
отделены друг от друга определ¸нными промежутками времени. Пауза между смежными
раздражителями должна быть не менее 0,06 секунды. В том случае, когда пауза вдвое меньше,
изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например равна 1 секунде),
раздражения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух
смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,5°. На
стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.
Отчасти аналогичным при¸мом изображения движения посредством одновременного
воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре. О. Родэн
возв¸л этот при¸м в основной принцип своей теории движения в изобразительном искусстве.
Анализируя памятник Рюда маршалу Нею, Родэн пишет: «Ноги маршала и руки, держащие
ножны, ещ¸ в том же положении, в котором были, когда он выхватывал саблю: левая нога отодвинута,
чтобы правой руке удобнее было обнажить оружие, левая же рука осталась на воздухе, как бы ещ¸
подавая ножны. Теперь вглядитесь в торс. Для исполнения только что описанного движения он должен
был податься слегка влево, но вот он уже выпрямляется; смотрите: грудная клетка выступает, голова
поворачивается к солдатам, герой громовым голосом пода¸т сигнал к атаке; наконец, правая рука
поднимается и машет саблей. ...Движение статуи — только превращение первой позы маршала, когда
он выхватывал саблю из ножен, в следующую, когда он уже бросается на неприятеля с поднятым
оружием. В этом вся тайна жестов, передаваемых искусством. Скульптор, так сказать, заставляет
следовать за развитием жеста на изображ¸нной фигуре.
Hosted by uCoz