Navigation bar
  Print document Start Previous page
 219 of 584 
Next page End  

Рисунок с греческой вазы
Леонардо да Винчи в сво¸м «Трактате о живописи» писал: «Если ты хочешь правильно
изобразить бурю, наблюдай е¸ действия и правильно запечатлей их в памяти: как, например, ветер,
который веет по поверхности моря и земли, срывает с места и уносит с собой все предметы, которые не
держатся прочно в е¸ массе. И, чтобы такую погоду как следует представить, нарисуй прежде всего
облака, разодранные в клочья и разбросанные, несущиеся по направлению бури вместе с песком и
пылью, которые поднимаются с морского берега на вышину... Деревья и трава сгибаются к земле, как
будто стремясь последовать за вихрем своими выведенными из естественного положения ветвями и
растр¸панными и изогнутыми листьями, и т. д.».
К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежит
наклонное положение, особенно привлекавшее внимание художников. Франкетти отмечает эффект,
который дают наклонные линии в сочетании с ясно выраженной горизонтальностью и вертикальностью.
След на воде от идущего парохода, след на снегу от саней (как, например, в картине В. И. Сурикова
«Боярыня Морозова») и т. п., меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество
других косвенных признаков служат в естественных условиях для распознания движения.
Осмысливание ситуации, совершающееся на основе косвенных признаков, несомненно играет в
восприятии движения значительную роль. Однако нельзя вс¸ же толковать восприятие движения как
лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс (подсознательное
«умозаключение»): впечатление движения может возникнуть у нас тогда, когда мы знаем, что движения
на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только умозаключать о движении, но и воспринимать
движение.
В экспериментально-психологическом плане значение осмысливания ситуации на основании
прошлого опыта отч¸тливо выступает в опытах В. Кролика.
В. Кролик в своих экспериментах предъявлял испытуемым изображения предметов, взятых из
повседневной жизни (улица, автомобиль и т. д.). При этом он при помощи проекционного фонаря
создавал на экране движение тех предметов, которые обычно неподвижны (например дом).
Испытуемые на основе прошлого опыта воспринимали движения не объективно движущихся
изображений, а объективно в данном опыте неподвижных изображений предметов, которые обычно
движутся (автомобиль). При этом не имела значения ни величина предметов, ни направленность
внимания испытуемых на движущийся или неподвижный объект: вопрос решался лишь фактом
осмысливания изображ¸нной ситуации.
Теории движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит
восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных
ощущений отдельных
точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие
слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не
сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят,
что подобно тому
как, например, мелодия является не простой суммой звуков, а отличным от них качественно
специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие
элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальт-психологии. Е¸
Hosted by uCoz