Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 584 
Next page End  

разработал главным образом М. Вертгеймер.
Восприятие движения является, по М. Вертгеймеру, специфическим переживанием, отличным от
восприятия самих движущихся предметов. Если имеются два последовательных восприятия объекта в
различных положениях а и б, то переживание движения не складывается из этих двух ощущений, но их
соединяет, находясь между ними. Это переживание движения Вертгеймер называет «фи-феномен», —
оно не есть результат движения глаз или последовательных образов на центральной ямке, которыми
хотели объяснить восприятие движения. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы
могут дать впечатление лишь от определ¸нных положений предмета, но они не объясняют, почему
воспринимается переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической
точке зрения Вертгеймера, восприятие движения может быть даже без восприятия предмета, который
движется. Физиологическим субстратом «фи-феномена» является, по Вертгеймеру, «короткое
замыкание» волн возбуждения в коре головного мозга, которое возникает вследствие первого и второго
раздражения.
С позиций гештальт-психологии было проведено несколько специальных работ о восприятии
движения. К. Дункер поставил перед собой такой вопрос: в силу каких условий при изменении
пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажутся
движущимися, а другие неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не
облака? По Дункеру, движущимся воспринимается тот объект, который явно локализуется на
некотором другом объекте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при
фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся. Э. Оппенгеймер показал, что из двух
предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в
течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения («принцип
изменчивости»).
Вышепривед¸нные опыты В. Кролика, так же, в сущности, как и эксперименты К. Дункера и Э.
Оппенгеймера, свидетельствуют, вопреки установкам экспериментаторов, вовсе не в пользу
гештальтистских установок; восприятие движения фигуры на фоне, а не фона на фигуре возникает
также на основе прошлого опыта, а не в силу каких-то формальных структурных закономерностей.
Также на основе опыта складывается представление о том, что обычно движется меньшая фигура на
большем фоне, а не большая на меньшем и что движущаяся фигура чаще изменяется, чем фон, который
обычно оста¸тся неизменным. Таким образом, эти эксперименты представителей гештальт-психологии
выходят за пределы их собственных формалистических построений.
Исследования представителей гештальт-теории не вскрыли сущности восприятия движения.
Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысливание ситуации в
объективной действительности на основе всего прошлого человеческого опыта.
Восприятие времени
Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на
рубеже XIX—XX вв., то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем
современной философии.
Удельный вес, который приобрела проблема времени в философском сознании современности,
не могла не сказаться и на психологии; и в психологии эта проблема начала привлекать к себе
значительный интерес. Но, к сожалению, она вс¸ же не получила ещ¸ достаточной разработки.
Жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных совершается, как показал
ряд исследований, на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в очень
сложный процесс восприятия времени.
В восприятии времени мы различаем: 1) составляющее его чувственную основу
непосредственное ощущение длительности,
обусловленное в основном висцеральной
чувствительностью, 2) собственно восприятие времени,
развивающееся на этой чувственной
органической основе. Подобно тому как в отношении пространства мы различаем элементарную
протяж¸нность и собственно пространство, в отношении времени нужно таким образом различать два
понятия — длительность и собственно время, но с тем чтобы, различая, связать их в едином целом.
В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности и б)
восприятие временной последовательности.
Как одно, так и другое включает в единстве и
взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.
Hosted by uCoz