Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 584 
Next page End  

идущие от органов чувств к мозговой коре, — сначала для осязания и мускульного чувства, а также для
обоняния и вкуса, потом для зрения и затем для слуха. В самой коре некоторые участки (поля 1—13 и
14—28 мозговой карты Флексига) миэлинизированы и зрелы для функционирования к моменту
рождения, другие (поля 29—36) созревают на 4-м месяце после рождения. Поэтому ряд исследователей
считает, что о развитии самых органов чувств и их специфической деятельности, выражающейся в
восприятии, не приходится говорить. И в самом деле, существенной особенностью всех исследований
последнего времени является то, что они шаг за шагом снижают возраст реб¸нка, к которому должно
быть отнесено начало восприятия основных чувственных свойств мира.
По данным целого ряда исследователей, реб¸нок рано начинает дифференцировать цвета.
Красногорский и Р¸леман исследовали цветоощущения у грудных детей, вызывая у них появление
условных рефлексов на окрашенные в различные цвета бутылочки с молоком; по их данным, уже
начиная с 6-го месяца, т. е. с того времени, когда дети вообще могли охватывать предметы, они уже по-
разному реагировали на все цвета и, значит, различали их. Правда, вопрос об ощущении различных
цветов в раннем детстве нельзя ещ¸ считать достаточно выясненным, так как во всех вышеуказанных
опытах не было достаточно учтено то, что волны различной длины вызывают ощущения не только
цвета, но и той или иной яркости. В силу так называемого феномена Пуркинье, при сумеречном зрении,
равно как и при дневном зрении, у взрослого человека с врожд¸нной цветной слепотой степень
относительной яркости цветов увеличивается по мере удаления от красного конца спектра. Ввиду этого
не исключена возможность того, что грудной реб¸нок различает не цвета как таковые, а лишь степень
их яркости. Пейпер исследовал ощущение степени яркости у недоношенных детей. С этой целью он
посредством рефлекторной методики, пользуясь тоническим глазным рефлексом, определил
относительную яркость красного, ж¸лтого, зел¸ного и голубого цветов у недоношенных детей при
приспособлении к свету и темноте. Оказалось, что у них наблюдается то же перемещение светлоты от
красного к фиолетовому концу спектра, что и у взрослых. Таким образом, своими опытами Пейпер
показал, что способность ощущения степени яркости у человека развивается даже ещ¸ до рождения. [А.
Пейпер, Функции мозга грудного реб¸нка, стр. 43—44, Л. 1929.]
Пейпер считает на основании своих наблюдений, что орган слуха у новорожд¸нного и даже у
внутриутробного плода уже чувствителен к слуховому раздражению. Ряд исследователей (Фельдбаум,
Прейер и др.) наблюдал реакции реб¸нка на звуковой раздражитель уже с 1-го — 3-го дня. Но по
данным Красногорского, полученным по методу условных рефлексов, у грудного реб¸нка ещ¸ не
имеется сколько-нибудь тонких дифференцировок тонов и аккордов: ни на определ¸нные тона, ни на
аккорды ему не удалось выработать у грудного реб¸нка условных рефлексов. Рано развиваются у детей
и другие области чувствительности. Дети 7—8 месяцев (по данным Красногорского) различают запах
духов и камфоры. У грудного реб¸нка можно также, как известно, констатировать реакцию на холод.
Кожная чувствительность рано достигает значительной тонкости.
Но, с другой стороны, имеется целый ряд данных, свидетельствующих о том, что в течение не
только дошкольного, но и школьного возраста происходит ещ¸ дальнейшее развитие и
усовершенствование зрительных и слуховых дифференцировок. Так, по данным Фуко, острота зрения и
слуха учащихся значительно возрастает в возрасте от 6 до 14—15 лет, превосходя к концу этого
периода остроту зрения и слуха взрослых. Тонкость различения цветов (по Г. Джонсу (Jones)) с 6 до 14
лет увеличивается на 89%. Различение оттенков определ¸нного цвета заметно прогрессирует главным
образом между 4 и 7 годами и между 11 и 14. Различение светлоты от 6 до 17 лет возрастает (по
Джильберту) в 2? раза. Если различение светлоты у 6-летнего реб¸нка принять равным 100, то у 7-
летнего оно будет равно 107, у 10-летнего 178, у 12-летнего 188, у 14-летнего 204, у 17-летнего 246.
Значительно увеличивается в школьном возрасте, особенно начальном, и способность
различения высоты тонов. Если принять эту способность у 6-летнего равной 1, то, по имеющимся в
литературе данным, у 7-летнего она будет равна 1,4; у 8-летнего 3,7; у 19-летнего 5,2. Таким образом,
многочисленные данные свидетельствуют о том, что у детей на протяжении не только дошкольного, но
и школьного возраста наблюдается значительное сенсорное развитие.
Разрешение того противоречия, которое обнаруживается в различных данных о сенсорном
развитии реб¸нка, заключается прежде всего в том, что происходящее, несмотря на раннюю зрелость
органов чувств, совершенствование чувственного восприятия связано, во-первых, с умением лучше
использовать свои аппараты в результате упражнения; во-вторых, существенную роль в сенсорном
развитии реб¸нка играет умение вс¸ более осмысленно истолковать чувственные данные. Оно связано
с общим умственным развитием реб¸нка. Для выяснения вопроса о роли сенсорики в умственном
развитии реб¸нка поучительны данные об умственном развитии слепо-глухонемых.
Hosted by uCoz