Navigation bar
  Print document Start Previous page
 227 of 584 
Next page End  

Восприятие конкретной предметной формы очень рано доступно реб¸нку. Уже на втором году
можно констатировать у детей узнавание знакомых предметов по контурам. В дальнейшем, в
дошкольном возрасте даже довольно сложные контурные и силуэтные рисунки легко узнаются детьми.
На основании провед¸нного под нашим руководством исследования Шабалина
[«Уч¸ные записки
Государственного Педагогического института им. Герцена», под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, т.
XVIII, 1939. Этому же вопросу посвящено исследование Б. Н. Хачатуридзе (см. «Новые дидактические
материалы и игры, в связи с некоторыми вопросами дошкольного воспитания», Тбилиси, 1939, стр.
137—182.)] можно с определ¸нностью утверждать, что у дошкольников форма является уже одним из
основных факторов распознания предметов.
Восприятие абстрактной геометрической формы, незнакомой реб¸нку, представляет для него
сначала значительные трудности. При предъявлении дошкольникам (3—7 лет) абстрактной
геометрической формы они большей частью сначала «опредмечивают» е¸, т. е. дают ей наивно-
предметное истолкование: треугольник — «карманчик»; круг — «кол¸сико»; четыр¸хугольник,
пересеч¸нный накрест перпендикулярными линиями, — «окошко»; треугольник, надставленный над
четыр¸хугольником, — «дом» и т. д.
Таким образом, когда геометрическая форма недоступна ещ¸ реб¸нку как таковая, он по большей
части при восприятии е¸ отходит к предмету, а не к чувствоподобному диффузному впечатлению, как
это утверждалось в
психологической литературе. При этом младший дошкольник часто склонен
непосредственно отожествлять неизвестную ему геометрическую форму с предметом. В дальнейшем
реб¸нок, начиная овладевать геометрической формой, уже не отожествляет е¸ непосредственно с
конкретной формой знакомого ему предмета, а воспринимает е¸ как сходную с этой последней («это как
бы окошко, карманчик» и т. п., говорят дети): так начинается у него процесс абстракции формы.
В общем ходе развития восприятия предметной и геометрической формы наблюдается
своеобразная диалектика: сначала геометрическая форма воспринимается, исходя из предметной; затем,
по мере того как реб¸нок несколько раньше или позже, в зависимости от характера образовательной
работы, которая вед¸тся с ним в этом направлении, овладевает геометрической формой, уже обратно —
конкретная форма предметов начинает определяться посредством более ч¸ткой геометрической формы.
По мере того как реб¸нок в ходе обучения знакомится хотя бы с простейшими геометрическими
свойствами тел, он научается различать геометрические фигуры как таковые (треугольник, квадрат, куб
и т. д.). Для того чтобы реб¸нок дошкольного возраста овладел элементарным знанием геометрических
форм, требуется специальная и притом тщательная работа педагога, но оно во всяком случае не может
быть признано вовсе недоступным ему.
Не подлежит сомнению, что абстрактная геометрическая форма сначала для дошкольников
менее доходчива, чем, например, цвет. Целый ряд наблюдений и исследований это подтверждает.
Однако никак нельзя вс¸ же утверждать, как это делают представители лейпцигской школы, что дети
дошкольного возраста вообще «слепы к форме».
Уже в упомянутой работе Шабалина детям 3—7 лет предлагался набор, в котором было по 4
экспоната разной формы, но одного и того же цвета, в том числе один той же формы, что и образец. Ни
разу ни один дошкольник в этих условиях не наложил образец предъявленной формы на экспонат того
же цвета, но другой формы. Так как экспонатов того же цвета, но разной формы, в наборе было 4, то
очевидно, что реб¸нок считался не только с цветом; выбирая между одноцветными фигурами ту,
которая имела соответствующую форму, он, очевидно, руководствовался формой. Таким образом, о
«слепоте» дошкольников к форме не приходится говорить. Многое при этом зависит, конечно, от того,
какая вед¸тся с детьми работа над восприятием формы.
Поскольку цвет является в дошкольном возрасте доходчивым, а геометрическая форма сначала
мало доступной, необходимо, очевидно, использовать в работе с детьми этого возраста эффективность
цвета; вместе с тем не менее важно обратить внимание на распознавание форм, необходимое при
обучении чтению и в дальнейшем, для овладения начатками геометрии.
Иные результаты, которые дали опыты ряда зарубежных авторов (Декедр, Катц и др.),
посвящ¸нные вопросу о восприятии дошкольниками формы и цвета, объясняются в значительной мере
порочностью их методики. Эта методика носила казуистический, «провокационный» характер: реб¸нку
предлагается отыскать «такую же» фигуру в наборе, в котором экспонатов такой же формы и цвета
вообще нет. Реб¸нок вынужден поэтому выбрать фигуру не такую же — либо в отношении формы, либо
в отношении цвета. В одних случаях — при предъявлении абстрактной планиметрической фигуры —
дети отдавали по большей части предпочтение цвету, в других, когда приходилось пожертвовать
подобием либо в цвете, либо в знакомой им предметной форме, они отдавали по большей части
Hosted by uCoz