Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 584 
Next page End  

состав целого.
Для обозначения этого схематизирующего восприятия Клапаред, а за ним Пиаже ввели термин
«синкретизм».
Клапаред заимствовал его у Ренана, обозначавшего этим термином «примитивный
умственный акт», «общий и понимающий, но неясный и неточный, в котором вс¸ без различия сбито
вместе». Говоря о синкретическом восприятии реб¸нка, Клапаред подчеркнул главным образом
схематическую целостность структуры.
Под влиянием структурной психологии в новейших работах о детском восприятии его структуру
или форму обычно ошибочно рассматривают в отрыве от его содержания. Между тем в
действительности решающим для структуры восприятия является именно его содержание; структура
или форма в конечном сч¸те зависит от содержания. Поэтому признание синкретизма универсальной
структурой, покрывающей все восприятия реб¸нка определ¸нного возраста, неправомерно.
Схематизирующее и рядополагающее восприятие многих ещ¸ малодоступных реб¸нку сторон
действительности сочетается с более аналитичным и синтетичным, расчлен¸нным и связанным
восприятием тех сначала немногочисленных сторон е¸, которые доступны реб¸нку; применительно к
разному содержанию у реб¸нка сосуществуют разные формы восприятия.
По мере того как расширяется круг интересов и знаний у реб¸нка, формируется его мысль,
схематизирующее и рядополагающее восприятие
вс¸ шире переходит в более адекватное
действительности, одновременно анализирующее и синтезирующее восприятие; и это анализирующее и
синтезирующее восприятие становится господствующим.
Анализ и синтез служат сначала для раскрытия многообразных сторон явлений в их внешних
свойствах и совершаются на относительно высоком уровне обобщения. С расширением опыта реб¸нка и
приобретаемых им в процессе обучения знаний реб¸нок начинает адекватнее осмысливать вс¸ более
широкий круг жизненных ситуаций. Дальнейшее развитие восприятия связано с развитием научного
мышления и овладением в процессе обучения вс¸ более обширной и глубокой системой теоретических
знаний; оно приводит к развитию высших форм обобщ¸нного восприятия.
В восприятие включается
новое обобщ¸нное содержание, и единичное в н¸м становится частным случаем или представителем
общего.
Развитие восприятия на более поздних ступенях сказывается главным образом на восприятии
сложных по своему содержанию явлений, в частности сложных психологических ситуаций.
Уже в самом раннем детстве реб¸нок осмысленно воспринимает выразительные движения и
более или менее простые психологические ситуации. Но осмысленное восприятие сложных и
необычных психологических ситуаций, восприятие сложного ряда действий, как поступков,
выражающих характер действующих лиц, более полно развивается лишь позднее, особенно тогда, когда
у подростка проявляется повышенный интерес к внутренней жизни и более углубл¸нное е¸ понимание.
Эстетическое восприятие художественного произведения, сложного по своему содержанию и по своей
композиции, также проходит через длительный период развития. В процессе развития реб¸нка для
восприятия открываются вс¸ новые предметные области, и вместе с тем с ростом знаний и развитием
научного мышления происходит непрерывное углубление и преобразование восприятия уже прежде
открывшихся восприятию областей. Реб¸нок по-иному воспринимает мир, по мере того как он глубже
его позна¸т.
Сугубо бегло намеченные здесь ступени в развитии восприятия — это ступени познания
объективной действительности.
Развитие высших форм восприятия приводит к его превращению в направленную, сознательно
регулируемую операцию; по мере того как восприятие становится сознательным и целенаправленным
актом, оно превращается в наблюдение.
Так же, как ощущение включено в восприятие, так, далее, и
восприятие включается в процесс активного наблюдения.
Мало слышать — нужно уметь слушать;
мало видеть — нужно уметь смотреть.
Это умение
да¸тся не сразу. Восприятие действительности совершается сначала как подчин¸нный процесс внутри
какой-то деятельности — у реб¸нка сперва игровой, у взрослого человека в ходе исторического
развития трудовой практической деятельности.
Возникновение наблюдения означает по существу первое выделение из практической
деятельности — деятельности «теоретической», познавательной.
В ходе умственного развития реб¸нка возникновение и развитие наблюдения имеет особое
значение. Не удивительно поэтому, что целый ряд крупнейших исследователей в области психологии
реб¸нка (В. Штерн, А. Бине, Э. Клапаред, Л. Термен и многие другие) уделил этому вопросу о развитии
наблюдения у детей особое внимание. Однако большинство исследователей последнего времени,
Hosted by uCoz