Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 584 
Next page End  

реб¸нка. От схематического целого, нерасчлен¸нного, более или менее диффузного или суммативного,
т. е. от целого, в котором части не расчленены или лишь внешне соединены, восприятие и наблюдение
реб¸нка переходят к целому, основанному сначала на внешней, а затем на внутренней взаимосвязи его
частей, сторон, моментов.
Третье изменение в характере интерпретации заключается в росте сознательности, плановости,
систематичности самого процесса наблюдения. Сначала — на стадии уподобляющей интерпретации —
реб¸нок отда¸тся более или менее бесконтрольно во власть первой более или менее случайно, в порядке
короткого замыкания, у него возникшей интерпретации. Затем начинает появляться переосмысливание
отдельных моментов ситуации или иногда даже всей ситуации в целом в результате непреднамеренно
возникающего сопоставления различных его моментов. Наконец, на самых высших ступенях реб¸нок
научается сознательно проверять возникающее у него истолкование воспринимаемого в более или
менее организованном наблюдении.
Характеризуемые всеми этими изменениями стадии наблюдения не наслаиваются внешне друг
на друга; являясь формами, диалектически связанными с содержанием, они не только у разных детей
одного и того же возраста, но и у одного и того же реб¸нка одновременно сосуществуют, хотя одна из
них и является наиболее характерной для достигнутого реб¸нком общего уровня умственного развития.
Развитие новых форм наблюдения совершается в процессе овладения новым предметным
содержанием — у детей в процессе обучения и воспитания.
Глава VIII. Память
Память и восприятие
Восприятия, в которых человек позна¸т окружающую действительность, обычно не исчезают
бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания
виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т. д.
Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т. е.
узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опозна¸м и отожествляем определ¸нный
единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях
обобщ¸нного узнавания, когда мы опозна¸м воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул,
лампу, книгу и т. д. А без такого обобщ¸нного узнавания предметов как относящихся к такому-то роду
вообще не приходится говорить об осмысленном восприятии.
Но восприятие в своей конкретной реальности не может ограничиваться обобщ¸нным,
обезличенным опознанием предметов вне пространства и времени. Для познавательной ориентировки
человека в окружающей действительности требуется известная преемственность между различными
восприятиями, посредством которых в истории развития личности совершается е¸ познание
действительности. Сохранение этой преемственности — не менее существенная сторона памяти, чем
способность запомнить определ¸нное положение или какую-нибудь частную операцию.
Когда утром, просыпаясь у себя в комнате, я открываю глаза, я обычно знаю, помню, где я
нахожусь; точно так же, когда затем я прихожу в институт, к себе в кабинет или в аудиторию, где я
обычно читаю лекции, я знаю, как я сюда попал и помню, где я нахожусь. Нарушение этой
примитивной и фундаментальной стороны памяти, там где оно случается, представляет серь¸зное
нарушение сознательной жизни личности, выражающее глубокий е¸ распад.
Восприятие действительности у каждого человека исторично, связано со всей историей его
жизненного пути, включено в преемственную связь его опыта. Из этого контекста черпает восприятие
сво¸ конкретное значение для воспринимающего субъекта — то, что характеризует его в его
психологической реальности, а не лишь гносеологической его значимости. Этот личностный контекст,
преемственная связь опыта сплетается из воспоминаний, воспроизводящих пережитое.
Но практическая деятельность порождает необходимость не только в том, чтобы включать
получаемые в процессе восприятия знания о действительности в контекст определ¸нной ситуации
личного опыта, но и в том, чтобы извлекать, абстрагировать их из этого контекста. Если, восприняв тот
или иной предмет, человек узнал его свойства, ему для нужд действия важно сохранить эти знания и
иметь возможность перенести их в любую другую ситуацию, используя их когда и где бы это ни
понадобилось, — ему важно, в частности, иметь возможность восстановить эти знания в отсутствие
предмета. Эту возможность да¸т воспроизводимый образ представления, возникающий в отсутствие
Hosted by uCoz