Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 584 
Next page End  

предмета. В свободных, вычлененных из восприятия воспроизвед¸нных образах представления
выделяются из восприятия. Уже поскольку запоминание проявляется в генерическом узнавании
обобщ¸нного значения предметов, имеет место воспроизведение не только чувственного, но и
обобщ¸нного, смыслового содержания; уже поэтому может быть воспроизведение не только
восприятий, но и мыслей. По существу как в одном, так и в другом случае, как при воспроизведении
восприятий, так и при
воспроизведении мыслей, запоминается и чувственное и смысловое в каком-то
единстве; но в первом случае сам чувственный образ является собственно объектом запоминания,
который лишь осмысливается, как бы освещается его смысловым содержанием; в другом случае
чувственный — речевой — образ является лишь опорной точкой, а собственным предметом
запоминания является смысловое содержание, мысль. Поэтому уже в силу единства восприятия и
мышления воспроизведение включает не только восприятия, но и мысли. Поскольку же в заучивании те
или иные данные, запоминаясь, отвлекаются, абстрагируются от тех частных условий, от той ситуации,
в которой они были закреплены, представления, воспроизвед¸нные образы памяти непосредственно
переходят в абстракцию, обобщение, мышление.
Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее
узнавание или воспроизведение.
В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед ним практические задачи и более
или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или
задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатлевается. Однако потребности
действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения
человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на
случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу
запоминания. Из непроизвольного процесса, совершающегося первоначально в составе какой-либо
сначала практической деятельности как е¸ предпосылка или компонент запоминание становится
сознательным, преднамеренным актом. Запоминание превращается затем — по мере того особенно, как
с ростом культуры и накоплением знаний объ¸м материала, которым в своей деятельности должен
располагать человек, вс¸ возрастает, — в особую специально организованную деятельность заучивания.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс
первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления,
сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания.
Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем
человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.
Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеч¸нных от частной
ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному
прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отч¸тливо выступает двойной аспект знания и
переживания,
в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний. То, что
воспроизводится, может всплывать, непроизвольно вспоминаясь; оно может активно припоминаться.
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение
личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно
становится вполне сознательным, когда воспроизвед¸нный образ осозна¸тся в сво¸м отношении к
прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизвед¸нному образу, как отражению
прошлого.
Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются
термином память,
является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое
индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности — с
настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше
прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы
в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической
жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу
непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.
Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определ¸нной совокупности
процессов, а как о единой «функции», то речь может идти лишь о некоторой очень общей и
элементарной способности к запечатлению и — при соответствующих условиях — восстановлению
данных чувствительности, т. е. о том, что можно назвать мнемической функцией.
Запоминание,
припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в «память», строятся на этой основе,
но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются
Hosted by uCoz