Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 584 
Next page End  

мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны
человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т. д.).
Само «сохранение» — это не пассивное лишь хранение материала, не простое его
консервирование. Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях
определ¸нным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее
выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций
(обобщения, систематизации и т. д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях
различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в
некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными,
чем предыдущие («реминисценция», см. дальше). Уже в силу этого не приходится понимать сохранение
как простое консервирование; оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и
отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во
вс¸м многообразии процессов, в которых оно проявляется.
Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной
деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.
Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в
настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или
теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или
усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Генезис часто очень сложной деятельности запоминания, превращающегося затем в
организованный процесс заучивания, припоминания, воспроизведения и т. д. на основе первичной
элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным
потребностями конкретной человеческой деятельности.
Потребность в оформлении и овладении мнемическими процессами и в развитии вс¸ более
совершенных и сложных форм запоминания и заучивания должна была ощущаться тем острее, чем
сложнее становились формы человеческой деятельности, чем больше они поэтому требовали
накопления знаний. Они существенно связаны с потребностями общественным образом организованной
деятельности; общественно организованная человеческая деятельность требует не только сохранения
собственного опыта и воспроизведения его индивидом для себя, но и возможности сохранить и
воспроизвести его для другого. Для этого потребовались специфические процессы, сохраняющие и
воспроизводящие опыт опосредованно в словесной речевой форме. Необходимые для совместной
общественно-трудовой деятельности, эти специфически человеческие формы сохранения и
воспроизведения в процессе общественно-трудовой деятельности и формировались; они сложный
исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека (как
и мнемические процессы у животных, с преобладанием обонятельной памяти у одних, зрительно-
осязательной у других, связанные с биологическими условиями их существования и
жизнедеятельности).
Органические основы памяти
Явления, аналогичные сохранению и воспроизведению, которые в силу этого некоторыми
исследователями с ними отожествлялись, наблюдаются во вс¸м органическом мире. У всех живых
существ, в том числе и у низших организмов (у беспозвоночных), можно констатировать факты
изменения привычных реакций в результате личного «опыта» — под воздействием новых условий. Так,
например, известно, что, удлиняя периоды заполнения бассейна водой, можно «приучить» устриц к
тому, чтобы они в течение вс¸ большего числа часов не открывали раковин (Мильн-Эдвардс). Можно
«приучить» дафнии и другие элементарные организмы, обладающие положительными или
отрицательными тропизмами, чтобы они при определ¸нных условиях уклонялись от определ¸нного
этим тропизмом пути (Ф. Ж. Бойтендайк). Новые «привычки» можно выработать и у растений.
Привычный 12-часовой ритм «сонных движений», свойственных некоторым растениям, которые, как
клевер и фасоль, мимоза или некоторые виды акаций, закрываются на ночь и открываются утром,
сохраняется в течение некоторого времени как «привычка» и в новых условиях, при искусственном
затемнении; но соответствующей периодичностью затемнения и освещения можно выработать,
например, у акации (Фефер), ритм иной продолжительности — в 18, 6 и т. д. часов. Вновь
установившийся ритм опять-таки становится «привычным», сохраняется при возвращении к старым или
при переходе к другим новым условиям в течение некоторого времени, по прошествии которого вновь
Hosted by uCoz