Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 584 
Next page End  

«механизмов» психических процессов для познания их природы, — никак нельзя свести
закономерности психических процессов к физиологическим закономерностям. Отражая бытие,
существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических
отношений и выражается в качественно иной, отличной от физиологической, системе понятий; она
имеет свои специфические закономерности. Основная, конечная теоретическая задача психологии и
заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.
Психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми
существенными конкретными связями, в которые включена жизнь человека; оно поэтому изучение не
только механизмов психики, но и е¸ конкретного содержания.
Эти последние формулы означают принципиальное преодоление чисто абстрактной психологии:
они означают приближение психологии к конкретным вопросам практической жизни.
Отрасли психологии
Современная психология представляет собой уже широко разветвл¸нную систему дисциплин.
Важнейшие из них следующие:
Общая психология;
она изучает психику человека в е¸ общих закономерностях. Эти общие
закономерности психики человека раскрываются: 1) в процессе развития психики (сначала у животных,
затем в историческом развитии у человека и в индивидуальном е¸ развитии у реб¸нка); 2) в е¸
проявлениях в различных видах деятельности, в которых она не только проявляется, но и формируется;
3) в е¸ патологических нарушениях. Поэтому общая психология строится на обобщениях всех областей
психологического знания; предметом е¸ специального изучения является психология нормального
взрослого человека.
Из общей психологии человека обычно выделяется в самостоятельную дисциплину генетическая
психология человека —
психология реб¸нка,
ввиду е¸ большой практической значимости для дела
воспитания и обучения. Задача психологии реб¸нка — изучение закономерностей психического
развития реб¸нка. Психология реб¸нка теснейшим образом связана с общей психологией человека:
нельзя правильно понять психологию реб¸нка вне связи с психологией взрослого человека, поскольку
реб¸нок — это человек в процессе своего становления, так же как нельзя понять психологию взрослого
человека вне изучения путей е¸ становления у реб¸нка.
Широко развернувшейся в настоящее время областью психологического исследования является
зоопсихология.
Зоопсихология изучает закономерности развития психики у животных в процессе
биологической эволюции. Она этим служит не только познанию психики животных, но и вскрывает
биологические предпосылки развития психики человека и помогает выявить е¸ специфические
особенности.
Психопатология также включается существенным членом в систему психологических
дисциплин. Она изучает психику, отклоняющуюся от нормы, служа этим медицинским целям.
Предполагая знание нормальной общей психологии, психопатология вместе с тем и обогащает е¸: не
только развитие, но и распад вскрывает закономерности нормальных развитых форм психики.
В более специальных, но реально особенно значимых формах психологические закономерности
вскрываются в конкретных психических проявлениях человека в различных областях его деятельности.
В связи с задачами, которые ставят перед психологией различные области деятельности и сферы
общественной жизни, в психологии выделялись такие специальные дисциплины, как психология труда,
изучающая психические компоненты трудовой деятельности, их зависимость от условий, в которых она
протекает, с тем чтобы содействовать е¸ рационализации, повышению е¸ продуктивности; психология
искусства,
изучающая эстетическое восприятие и условия, от которых зависит эстетический эффект
(при восприятии кино, театральной постановки и т. д.), с тем чтобы успешнее и планомернее его
достигать; судебная психология, изучающая психологические вопросы, связанные с судебной
практикой, как, например, достоверность свидетельских показаний и т. д., с тем чтобы предотвратить
чреватые иногда тяж¸лыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о
человеческих поступках вследствие недоуч¸та психологических моментов. К этому же циклу
психологических дисциплин можно, наконец, отнести военную психологию, проблематика которой
приобрела в настоящее время актуальность, медицинскую психологию и педагогическую психологию.
Все эти дисциплины непосредственно связаны с многообразными вопросами, которые во всех
областях человеческой деятельности ставит перед психологией жизнь, практика. Но с практикой в
конечном сч¸те через проблемы, которые трактуют эти специальные отрасли психологии, связаны не
Hosted by uCoz