Navigation bar
  Print document Start Previous page
 240 of 584 
Next page End  

Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют
целую ступенчатую иерархию вс¸ более обобщ¸нных представлений, которые одним концом переходят
в понятия, между тем как, с другой стороны, в образах воспоминания они воспроизводят восприятия в
их единичности.
Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда
воспроизвед¸нный образ-представление воспроизводит прежде воспринятое и в той или иной мере
осозна¸тся в сво¸м отношении к нему. Когда представление возникает или формируется
безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием воспринятого в более или менее
преображ¸нном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения.
Наконец, представление функционирует в системе мышления. Включаясь в мыслительные операции,
представление заодно с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы
заодно вкратце суммируем все основные их черты вообще.
У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей, представления могут очень
значительно отличаться по степени их яркости, отч¸тливости, устойчивости, полноты или бледности,
неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т. д. Практически в процессе конкретной
деятельности особенно существенны индивидуальные различия, связанные со способностью вызывать
представления и изменять их. Необходимая для деятельности (например художественной,
музыкальной), эта способность в процессе соответствующей деятельности и вырабатывается.
Точно так же и у одного и того же человека представления, относящиеся к разным сенсорным
областям, могут очень значительно отличаться друг от друга: у одного человека могут быть очень ярки,
устойчивы, отч¸тливы зрительные представления и бледны, неч¸тки и т. д. представления слуховые, и
наоборот. Хотя нужно сказать, что представления обычно не бывают только слуховыми или только
зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого
обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает компоненты
разных сенсорных сфер.
Представление — не механическая репродукция восприятия, которая где-то сохраняется как
изолированный неизменный элемент, для того чтобы затем снова всплыть на поверхность сознания.
Оно — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определ¸нных условиях вновь
создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые
входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение
представления к предмету. Отношение к предмету в первую очередь регулирует те преобразования,
которым представление подвергается.
Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. Если бы у
нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к
непосредственно наличной ситуации. Присутствующие предметы, воздействующие на наши рецепторы,
управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной
власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: вс¸ отошедшее в прошлое
навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы;
представления создают тот план, на котором она разв¸ртывается.
Яркое доказательство того, как велика может быть эта роль представления, да¸т творчество
людей, у которых представления служат единственной наглядной основой деятельности. Музыкальное
творчество оглохшего Л. ван Бетховена, лиш¸нного слуховых ощущений, могло опираться лишь на
слуховые музыкальные образы-представления. Явное превосходство скульптур ослепших над
скульптурами слепорожд¸нных выявляет роль в их творчестве зрительных представлений. Зрительные
представления (а не только осязательные и кинестетические ощущения), очевидно, служат наглядной
основой в творчестве ослепших скульпторов, творения которых иногда обнаруживают большую
пластичность (см. скульптуру ослепшей Лины По).
Hosted by uCoz