Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 584 
Next page End  

всего в силу пространственной или временной смежности (ассоциации по смежности в пространстве и
во времени). Наряду с этим основным типом ассоциаций, который объединяет друг с другом любые
представления независимо от их содержания, некоторые представители ассоциативной теории
признавали ещ¸ ассоциации по сходству (и по контрасту). Но последовательные ассоцианисты сводили
большей частью ассоциации по сходству (и по контрасту) к ассоциациям по смежности. Всякое
сходство мыслилось как частичное тожество, т. е. как тожество одних элементов и различие других.
Таким образом, если А и А1
— два сходных представления, то они могут быть соответственно
представлены в виде А = a
b
c
d
и A1
= a
b
k. Поэтому, если А в силу ассоциации по
сходству вызывает А1 то в сущности здесь имеет место лишь ассоциация по смежности: а
b
по
смежности вызывает k.
Ассоциативные связи имеют место во всех видах процессов воспроизведения. Если мне дан был
в пространственной или временной смежности ряд впечатлений А В C и т. д., то новое появление в
мо¸м опыте А вызовет представление В С в силу тех ассоциаций, которые создались между ними и А.
Физиологической основой так понятых ассоциаций служит образование условных связей,
закономерности которых вскрыты И. П. Павловым.
Теория памяти
Роль ассоциативных, смысловых и структурных связей в запоминании
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований
Г. Эббингауза и его продолжателей (Г. Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком
построена на учении об ассоциациях.
Существенным в этой теории является то положение, что факт внешней смежности впечатлений
сам по себе призна¸тся достаточным для установления связи между представлениями и для их
воспроизведения.
Исходя из этого, Г. Эббингауз и построил вс¸ сво¸ исследование. Он пользовался рядами
бессмысленных слогов, состоящих из тр¸х букв (одной гласной, расположенной между двумя
согласными, например туг-фал-дор-сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давала какое-
либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить
однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие
осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в н¸м было для Эббингауза
несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом внешней смежности
заучиваемого, создающей ассоциативные связи.
Об этой классической теории памяти, которая попыталась свести память к одним лишь
ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно,
значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно
высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно
объяснены ассоциативной теорией.
Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах
запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи. Память
человека носит осмысленный характер.
Данные экспериментального исследования отч¸тливо вскрывают значение смысловых связей для
процесса запоминания. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов,
затем отдельных осмысленных слов и слов, объедин¸нных в осмысленные предложения связного
текста, показало, что работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей,
объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые. По данным
ряда исследователей, количество объедин¸нных в фразу слов, которое запоминают испытуемые, в
несколько раз превосходит количество запоминаемых ими — при прочих равных условиях —
бессвязных слов.
[Н. А. Рыбников, например, наш¸л, что осмысленное запоминание в 22 раза
эффективнее механического (Н. А. Рыбников, О логической и механической памяти, журн.
«Психология и неврология», 1923, ¹ 3).] Каковы бы ни были в разных случаях и при разных условиях
числовые соотношения, сам факт лучшего запоминания осмысленного материала не подлежит
сомнению; он подтверждается и повседневными наблюдениями. Хотя этот факт по существу уже
находится в противоречии с ассоциативной теорией, однако его можно было бы ещ¸ истолковать в
соответствии с ней. Не делая никаких далеко идущих принципиальных выводов, можно было бы
Hosted by uCoz