Navigation bar
  Print document Start Previous page
 245 of 584 
Next page End  

громоздким при¸мам. Основной принцип опосредованного запоминания заключается в том, что
подлежащий заучиванию материал включается в более обширный контекст, с которым опосредованно
могут быть установлены осмысленные связи.
Роль смысловых связей в запоминании одна лишь может объяснить упорядоченный характер
воспроизведения, выражающийся в соответствии воспроизводимого материала той задаче, при
разрешении которой происходит воспроизведение. Именно в силу господства смысловых связей над
ассоциативными не имеет места та «диффузная репродукция» (О. Зельц), дезорганизующая всякий
упорядоченный мыслительный процесс, которая явилась бы неизбежным следствием полновластия
ассоциаций.
Как ни существенна роль смысловых связей в процессе запоминания и воспроизведения, не
подлежит, однако, сомнению, что превращение смысловых связей в единственную и универсальную
основу памяти было бы тоже неосновательно. Запоминание не всегда основывается на смысловых
связях; не всякий материал и допускает такое запоминание. Ряды цифр, статистические данные,
различные константы, номера телефонов запоминаются обычно не благодаря смысловым связям.
Но, с другой стороны, отсутствие смысловых связей не означает ещ¸, что запоминание
основывается только на ассоциациях. В тех случаях, когда нет объединения материала в смысловое
целое, в основе запоминания часто лежит объединение материала в структурное целое. Под структурой
мы разумеем в данном случае членение и объединение материала посредством его ритмизации,
симметрического расположения и т. п.
Значение структурной оформленности, т. е. ч¸ткой расчлен¸нности и связности, материала для
запоминания выявилось ещ¸ в экспериментальных исследованиях, которые в теоретическом отношении
исходили из ассоциативной психологии. Общеизвестно, во-первых, что стихи запоминаются легче, чем
нестихотворный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме словесному материалу
прида¸тся структурная оформленность. Тщательное экспериментальное исследование показало, что при
запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет
установление между ними определ¸нных пространственных отношений, их объединение в группы,
фигуры и пр. При слуховом восприятии материала существенную роль играет объединение материала
посредством его ритмизации. Ряд исследователей (Г. Мюллер, Ф. Шуман, Т. Смит (Smith)) выяснил, что
насильственное подавление ритмизации делало для некоторых субъектов совершенно невозможным
запоминание. С этим же связано и то обстоятельство, что при прочих равных условиях обычно особенно
хорошо запоминается начало и конец материала,
как структурно более выделяющиеся части. Однако
при запоминании смыслового содержания его формальная структура подчинена смысловому делению и
смысловым связям материала (см. наши данные о реконструкции материала в зависимости от его
смыслового содержания). [А. Г. Комм, Реконструкция в воспроизведении //
Уч¸ные записки кафедры
психологии Гос. пед. института им. А. И. Герцена. Л., 1940. Т. XXXIV.] Тот установленный Р. Огденом
факт, что существует некоторая оптимальная, наиболее благоприятная для заучивания скорость чтения
заучиваемого материала, также связан с тем, что материал для заучивания должен «структурироваться»
— расчленяться и связываться. При слишком ускоренном и чрезмерно замедленном темпе это
структурирование не совершается: части не вычленяются из целого или целое распадается на части.
Ч¸ткая расчлен¸нность и связность материала являются существенным условием эффективного
запоминания.
В исследованиях, посвящ¸нных воспроизведению зрительных фигур, выяснилось, что
испытуемые объединяли эти фигуры между собой различными отношениями. Ещ¸ Э. Мейман показал,
что сколько-нибудь удовлетворительное воспроизведение по памяти чертежей невозможно без
уяснения их конструкции.
Совокупность фактов, свидетельствующих о роли структурного объединения материала в
процессе запоминания, была использована гештальт-психологией. Е¸ представители попытались
превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким ассоциация была для сторонников
ассоциативной теории. Структурирование призна¸тся единственной и универсальной основой памяти.
Отвергая универсальный принцип ассоциации, К. Коффка пишет: «Мы должны заменить этот
закон другим: если явления А, В, С... один или несколько раз встречались как члены структуры и одно
из них появляется снова с тем же характером принадлежности к структуре, то он имеет тенденцию к
более или менее полному и ч¸ткому воспроизведению всей структуры».
Вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального
закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры.
Однако исследование памяти в онтогенезе показало, что линия развития запоминания
Hosted by uCoz