Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 584 
Next page End  

только они, но и вся психология в целом, в частности так называемая общая психология. Притом эта
связь взаимная, двусторонняя. Применение положений общей психологии, выражающих общие
психологические закономерности, к конкретным специальным ситуациям хозяйственной, культурной,
педагогической деятельности является не механическим их переносом или формальным приложением к
новому содержанию, а введением их в новый контекст, которое должно быть вместе с тем их развитием
и углублением. Действительно, общие психологические закономерности, которые способны дать
реальное объяснение конкретных явлений практической жизни, сами раскрываются лишь в
исследовании, с самого начала берущего их в реальных условиях конкретной деятельности. Всякая
попытка строить, например, педагогическую психологию в порядке «педагогических выводов» —
внешнего, механического приложения к конкретным условиям психического развития реб¸нка
положений абстрактной психологии, добытых вне этих условий, по существу своему порочна. Для
развития психологии, способной оказать действительную помощь практике, в частности педагогике,
школе, нужно не просто достроить к абстрактной общей психологии ряд прикладных дисциплин, а
прежде всего строить саму общую психологию как конкретную «реальную» науку, изучающую психику
человека в процессе его конкретной деятельности, психику реб¸нка в процессе воспитания и обучения.
Общие положения психологии спускаются, часто при этом видоизменяясь и преобразуясь, вниз в
частные конкретные практические ситуации, которые во всех областях человеческой деятельности
ставят перед психологией животрепещущие вопросы, а из этих конкретных, практических ситуаций, из
гущи жизни вверх в общую теорию поднимаются новые обобщ¸нные результаты. Практика питает и
проверяет теорию, а теория обобщает практику и руководит ею. Теоретические задачи
психологического познания, раскрытие обобщ¸нных психологических закономерностей и практические
задачи смыкаются друг с другом. Только так строится подлинно научная и вместе с тем жизненная
психология.
Глава II. Методы психологии
Методика и методология
Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается
определением е¸ предмета; она включает и определение е¸ метода. Методы, т. е. пути познания, — это
способы, посредством которых позна¸тся предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не
один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе —
можно разуметь систему е¸ методов в их единстве. Основные методы науки — не внешние по
отношению к е¸ содержанию операции, не извне привносимые формальные при¸мы. Служа для
раскрытия закономерностей, они сами опираются на основные закономерности предмета науки;
поэтому метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе: недаром
первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, характеризуя таким
образом предмет науки по тому методу, которым он позна¸тся; и метод поведенческой психологии
отличен от метода психологии сознания, которую часто по е¸ методу называют интроспективной
психологией. Точно так же то понимание предмета психологии, которое было здесь дано,
предопределяет соответствующее ему решение основных вопросов о е¸ методе.
Осозна¸т ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда
реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии
нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не
превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она
раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития.
Марксистская диалектика, как теория познания и научная методология, ставит перед научным
исследованием задачу понять и отобразить объективную действительность — реальный предмет в его
собственном реальном развитии и реальных, опосредующих его отношениях: «сама вещь в е¸
отношениях и в е¸ развитии должна быть рассматриваема», — формулирует В. И. Ленин первое
требование диалектики. Детализируя далее «элементы диалектики», сущность которой он определяет
как учение о единстве противоположностей, Ленин в сво¸м комментарии к «Науке логики» Г. В. Ф.
Гегеля в первую очередь выделяет следующее: «1) Объективность рассмотрения (не примеры, не
отступления, а вещь сама в себе); 2) вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим;
3) развитие этой вещи (respective явления), е¸ собственное движение, е¸ собственная жизнь».
[В. И.
Hosted by uCoz