Navigation bar
  Print document Start Previous page
 250 of 584 
Next page End  

насыщала объективно значимый материал.
В специальной работе по закреплению материала, который человек должен запомнить, обычно
значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной
степени от того, в какой мере процесс повторения выходит за пределы механической рекапитуляции и
превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углубл¸нным его
осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само
пронизывается им, превращаясь во вторичную, осмысленную переработку. Существеннейшим условием
запоминания является понимание.
В отношении организации заучивания обычно возникает вопрос о наиболее рациональном
распределении повторения. Для заучивания более целесообразным оказывается распределение
повторений во времени, нежели их сгущ¸нное использование. Это устанавливают экспериментальные
исследования (Г. Эббингауза, П. Радосавлевича, А. Иоста, Пьерона) и подтверждают наблюдения над
запоминанием в житейских условиях. При спешном заучивании, например непосредственно перед
зач¸том, без систематической проработки материала, материал по большей части быстро забывается.
Продолжавший исследования Эббингауза А. Иост сформулировал «закон возраста ассоциаций»:
при прочих равных условиях «новое повторение приносит бОльшую пользу ряду более старому» [т. е.
новое повторение приводит к лучшему запоминанию того ряда, который раньше предъявлялся во
времени]. 24 повторения для заучивания 12 бессмысленных слогов Иост распределил на 4 дня (по 6
повторений), на 6 — по 4, на 8 — по 3 и на 12 — по 2; последнее оказалось наилучшим.
Целесообразным оказывается, конечно, не безграничное увеличение интервалов. По данным А.
Пьерона, интервал более чем в сутки при заучивании ряда цифр неблагоприятен. Но и по его данным:
при интервалах (в часах)
0,5
2
5
10 (и до 24)
требуется повторений
11
7,5
6
5—4
Распространение повторений в пределах суток да¸т экономию числа повторений больше чем
вдвое.
Рациональное распределение повторений содействует и более экономному заучиванию и более
длительному запоминанию.
Известное значение имеет вопрос о том, как целесообразнее заучивать материал — в целом или
по частям. Большинство лабораторных исследований приводило к тому выводу, что в общем
заучивание в целом эффективнее; но ряд экспериментов дал противоположный результат. Заучивание
по частям оказалось в некоторых случаях более эффективным. Очевидно, этот вопрос не может быть
реш¸н догматически в такой общей форме. Необходимо подойти к его решению более конкретно, с
уч¸том конкретных условий — содержания материала, его объ¸ма и пр. Преимущества целостного
заучивания особенно значительны в отношении логически связного материала. Отмечая также
продуктивность заучивания целиком при осмысленном материале, П. О. Эфрусси пришла к тому
выводу, что при материале неравномерной трудности хорошие результаты да¸т заучивание по частям.
При изучении материала неравномерной трудности целесообразным может быть такой при¸м: сначала
заучивание в целом, затем дополнительное закрепление более трудных мест и, наконец, снова
закрепление целого; заучивание по частям можно рассматривать, следовательно, как дополнительный
при¸м заучивания в целом. Далее, когда подлежащий заучиванию материал очень обширен,
необходимо, конечно, расчленить его на части, но при этом должно быть учтено значение смысловой
целостности каждой части. Каждая часть, на
которые при заучивании разделяется целое, должна быть
сама более или менее законченным целым, а не обрывком: материал нужно расчленить так, чтобы
каждая выделенная часть представляла собой пусть частную, но относительно законченную мысль. Не
расплывчатая целостность, а ч¸ткая расчлен¸нность и связность материала являются условием
эффективного запоминания. Таким образом, фактически в ходе обучения, когда приходится заучивать
более или менее обширный и разнородный материал, целесообразно пользоваться комбинированно
целостным и частичным заучиванием. К этим выводам с полной определ¸нностью пришло и
исследование М. Н. Шардакова, который такой метод заучивания называет комбинированным.
Как выше уже отмечалось, существует при этом определ¸нный оптимальный темп заучивания (Р.
Огден) — более медленный сначала, более быстрый в дальнейшем; он должен обеспечить наиболее
благоприятную возможность понимания и структурирования материала.
Для прочности запоминания существенное значение имеет первоначальная подача материала.
Прочность запоминания материала, данного в словесной форме, зависит прежде всего от первичной
Hosted by uCoz