Navigation bar
  Print document Start Previous page
 252 of 584 
Next page End  

восприятие, с одной стороны, и в мышление — с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-
разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной
ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других — узнавание
носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов; первый
способ — по данным неопубликованного исследования нашего сотрудника Ф. С. Розенфельд —
особенно часто встречается у маленьких дошкольников.
Воспроизведение
Так же как сохранение не пассивное лишь хранение, так и воспроизведение не механическое
повторение запечатл¸нного или заученного. В процессе воспроизведения воспроизводимое не только
воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового
содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя,
обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе
воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его
переработки — как существенный аспект воспроизведения.
Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае определяясь в основном
ассоциативным механизмом и неосознанными установками. Оно может происходить на основе
сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс
воспоминания или при затруднениях припоминания. [Bartlett, Remembering, Cambridge, 1932, стр.
213.]
Зависимость между припоминанием и воспроизведением двусторонняя, взаимная.
Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой, оно оказывается
его результатом. Сплошь и рядом припоминание совершается в самом процессе воспроизведения на
основе контекста, который в н¸м оформляется. Необходимость при воспроизведении оформить в речи
смысловое содержание мобилизует мысль, по мере разв¸ртывания в речи содержания припоминается
то, что казалось забытым. В зависимости от характера опорных точек, из которых оно исходит,
припоминание может совершаться то как переход от отдельных частей к целому, то от смысла целого к
отдельным частям.
Существенной особенностью активного воспроизведения является сознательное отношение к
воспроизводимому: воспроизведение осозна¸тся субъектом в сво¸м отношении к прошлому, которое
оно воспроизводит; отсюда стремление к точности, к правильному, адекватному воспроизведению. В
силу этого воспроизведение превращается в сознательную реконструкцию прошлого, в которой
существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Память,
воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, пут¸м
умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг друга.
Положение о том, что воспоминание является реконструкцией, а не механическим
воспроизведением прошлого, было очень подч¸ркнуто Э. Бартлеттом (Bartlett) в его капитальном
исследовании «О воспоминании» (E. S. Bartlett, «Remembering», Cambridge, 1932.), в котором он
подверг процесс воспроизведения тонкому качественному анализу.
Однако у нас и у Бартлетта это положение имеет различное значение.
Говоря, что «воспоминание» является не репродукцией (reproduction), а «реконструкцией» или
даже «конструкцией» (reconstruction or construction), Бартлетт утверждает, что в основе всякого
«воспроизведения» и «воспоминания» лежит аффективная установка; обычно она восстанавливается в
первую очередь; затем прошлое реконструируется с таким расч¸том, чтобы оправдать эту установку.
Поэтому воспоминание призна¸тся выражением той же активности, что и воображение. Притом
воображение призна¸тся, очевидно, основным, ведущим выражением этой активности, поскольку
воспоминание определяется как «an imaginative reconstruction», т. е. собственно как разновидность
воображения. Воспроизведение и воображение различаются Бартлеттом только по тому, какое место
данный образ занимает во внутренней истории личности, независимо от сознательного отношения этой
личности к объективной действительности, которую она воспроизводит или преобразует. Это
субъективистическое понимание памяти. Для нас существенное значение в памяти имеет сознательное
отношение личности к объективной действительности, к прошлому, которое она воспроизводит.
Именно в силу сознательного отношения к воспроизводимому, воспроизведение на высших ступенях
становится реконструкцией в нашем понимании; не довольствуясь непроизвольно всплывающими
образами, воспроизводя прошлое, мы стремимся сличением, сопоставлением, умозаключением
Hosted by uCoz