Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 584 
Next page End  

тем как у Эббингауза он был равен 28%. У других испытуемых никакой экономии не получалось;
иногда (в частности у испытуемой А. З.) доучивание требовало даже больше времени, чем
первоначальное заучивание.
Оба эти столь резко расходящиеся случая отражают, мы полагаем, разные аспекты одной и той
же основной закономерности.
Различный ход забывания и доучивания зависит от того, как конкретно складывается у
различных индивидуумов соотношение мышления и речи, смыслового содержания и его речевой
формы. Различное соотношение между заучиванием и доучиванием у различных испытуемых
объясняется тем, что различным было у них соотношение между мышлением и речью. Одни
испытуемые (особенно ярко выявился испытуемый Н. Г., юрист по специальности, привыкший к
точности формулировок) стремятся сразу точно воспроизвести содержание в форме подлинника. Они
обычно не делают попыток в процессе заучивания воспроизвести материал, пока они не заучили его
текстуально; первое их воспроизведение, форма которого всегда обладает особенной устойчивостью,
обычно воспроизводит текст. Смысловое содержание с самого начала осозна¸тся в теснейшем единстве
с его речевой формой. В процессе первичного воспроизведения и связанного с ним осмысливания
смысловое содержание у этих испытуемых теснейшим образом объединяется с той речевой формой, в
которой оно дано. Благодаря этому, на основе хорошо запоминающегося содержания, при доучивании
легко восстанавливается и речевая форма подлинника; в результате доучивание да¸т значительную
экономию.
У других (особенно выражено у испытуемой А. З., вообще отличающейся некоторой
небрежностью в речевом оформлении мысли) господствовала установка на смысловое содержание без
достаточного уч¸та речевой формы, в которой оно было первично дано. В связи с этим при
первоначальном воспроизведении речевая форма у них искажалась. Уловив и запомнив смысл, они при
заучивании делали попытки воспроизвести его, прежде чем ими была заучена точная речевая форма, в
которой он им был дан. В результате эти испытуемые сначала допускали ошибочные воспроизведения,
неточные в смысле речевой формулировки. Эта неточная речевая формулировка соединялась в процессе
первого воспроизведения и связанного с ним особенно интенсивного осмысления материала с
содержанием текста и обнаруживала в дальнейшем тенденцию к воспроизведению, тормозившую
воспроизведение подлинной формулировки текста в процессе дальнейшего доучивания. Собственная
речевая формулировка, измен¸нная при первоначальном, у этих испытуемых обычно сначала неточном,
воспроизведении, затрудняла затем
воспроизведение формы подлинного текста. Происходившая (как
было установлено в случае с А. З.) в перерыве между первоначальным заучиванием и последующим
доучиванием дальнейшая работа мысли над содержанием афоризма, которая отливается субъектом в им
привнес¸нную форму, вс¸ более разрыхляла связи между содержанием и речевой формой подлинника,
вклинивая между ними свои привнес¸нные формулировки. Точное, буквальное воспроизведение текста
становилось вс¸ более трудным. В результате доучивание требовало не меньше, а иногда даже и больше
времени, чем первоначальное заучивание.
Таким образом, характер запоминания и ход забывания очень существенно зависят от того, что
господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или
преимущественно одно из них с недоуч¸том другого.
Таким образом, эти экспериментальные данные, по-видимому, подтверждают нашу основную
гипотезу, для проверки которой нами был задуман этот эксперимент. Выводы, вытекающие из работ А.
Г. Комм и Э. М. Гуревич, имеют существенное принципиальное значение. Они свидетельствуют о том,
что вопреки Г. Эббингаузу, с одной стороны, А. Бине и К. Бюлеру — с другой, из которых первый
вытравлял из заучиваемого текста всякое смысловое содержание, а другие изучали запоминание
смыслового содержания без уч¸та его речевой формы, в основу изучения памяти, запоминания и
забывания смыслового содержания, данного в речевой форме, должно быть положено единство
мышления и речи. Смысловое содержание оказывает очень значительное влияние на запоминание
текста, служа ему существенной опорой: чем лучше осмыслено содержание, тем — при прочих равных
условиях — прочнее запоминание. В свою очередь и речевая форма, в которую облечено смысловое
содержание, оказывает значительное влияние на его запоминание; прочность запоминания, оказывается,
очень существенно зависит от речевого оформления подлежащего запоминанию материала, от
характера речевой формы, в которой он был первоначально дан, а также от того, в какую речевую
форму он был облеч¸н при первичном его воспроизведении.
Из этих данных мы делаем ещ¸ один вывод. Раз ход запоминания и забывания, заучивания и
доучивания столь существенно зависит от конкретного соотношения, которое у данного субъекта
Hosted by uCoz