Navigation bar
  Print document Start Previous page
 260 of 584 
Next page End  

материала. В то время как при воспроизведении осмысленного материала сплошь и рядом
обнаруживалось улучшение отсроченного воспроизведения, всплывание новых элементов при
воспроизведении бессвязного материала наблюдалось лишь в редких случаях. При этом особенно
благоприятным для проявления реминисценции был материал, более насыщенный содержанием, где
последовательность событий была изложена естественно и убедительно.
в) Реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении смыслового содержания,
нежели при текстуальном воспроизведении. Наиболее благоприятными в этом отношении оказываются
те части воспринятого материала, которые требуют особого сосредоточения мысли. Реминисценция
обнаруживается главным образом при воспроизведении логического плана воспринятого материала,
воспроизведение же иллюстративных моментов не обнаруживает выраженной тенденции к улучшению.
г)
Проявление реминисценции зависит и от отношения запоминающего к материалу.
Реминисценция наиболее ярко обнаруживается на таком материале, который вызывает интерес у
испытуемого.
д)
Существенным для проявления реминисценции является и то, насколько заучивающий
овладел содержанием материала. В тех случаях, когда испытуемый не овладел в какой-либо мере
содержанием материала, последний быстро забывался и реминисценции обычно не давал.
Важнейшим звеном в объяснении причин реминисценции является характер самого процесса
воспроизведения. Исследование выявило, что второе отсроченное воспроизведение, дававшее
реминисценцию, отличается от первого непосредственного не только тем, что одно из них — первое, а
другое — второе, что между ними некоторый временной интервал большей или меньшей длительности,
но что они психологически качественно различны; они по-иному протекают. Если в процессе
непосредственного воспроизведения заучивающий пытается восстановить материал, используя при
этом в значительной мере внешние ассоциативные связи, то при более отсроченном воспроизведении
испытуемый опирается главным образом на связи смысловые.
Опора на внешние связи при непосредственном воспроизведении проявлялась по-разному: в
одних случаях испытуемые восстанавливали текст, опираясь при этом на рифму, ритм, т. е.
структурную оформленность материала; многие пытались припомнить, на какую букву начинается то
или иное слово, другие — каким словом начинается строчка, строфа, во многих случаях испытуемые
опирались на месторасположение строчек. В результате этого первое воспроизведение подчас
обрывалось на полуслове, оно пестрило бессмысленными сочетаниями отдельных слов, строчек. Во
втором отсроченном воспроизведении в качестве основного и преобладающего способа
воспроизведения выступает опора на смысловое содержание материала. Более опосредованный
характер отсроченного воспроизведения имел место не только при текстуальности воспроизведения, но
также при изложении смыслового содержания.
Исследование обнаружило также большую гибкость, пластичность второго воспроизведения по
сравнению с первым, непосредственным. В то время как забывание слова, строчки при
непосредственном воспроизведении во многих случаях приводило к тому, что испытуемые
отказывались дальше продолжать воспроизведение или в лучшем случае пропускали большое звено
заученного материала, во втором воспроизведении при таких случаях они сравнительно легко обходили
слабые места. БОльшая гибкость второго воспроизведения по сравнению с первым также
свидетельствует о более высоком уровне процесса отсроченного воспроизведения.
Таким образом, процессы первого и второго — непосредственного и отсроченного —
воспроизведения не тожественны. Иное протекание процесса обусловливает разные результаты. В этом
различии характера непосредственного и отсроченного воспроизведения и заключается
существеннейшая причина реминисценции, как показало исследование Д. И. Красильщиковой. В тех
случаях, где обнаруживалась реминисценция, имел место иной, более высокий уровень отсроченного
воспроизведения.
В связи с этим объясняются и возрастные отличия в проявлении реминисценции.
Более яркое и частое проявление реминисценции у дошкольников, чем у школьников, и у
школьников, чем у взрослых, по данным исследования Красильщиковой, объясняется иным характером
и уровнем у них первичного восприятия заучиваемого материала. Сравнительно высокий уровень
первичного воспроизведения у старших сужал возможности дальнейшего улучшения; потому
реминисценция у них проявлялась менее ярко. Младшие дети, более непосредственно воспринимающие
заучиваемый материал, в состоянии дать более обобщ¸нное воспроизведение лишь спустя некоторый
временной интервал, отсюда и более яркое проявление у них реминисценции.
С этим сочетается и влияние выше уже отмеченного эмоционального торможения. Оно
Hosted by uCoz