Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 584 
Next page End  

сказывалось на характере непосредственного воспроизведения; изложение в тех случаях носило
фрагментарный характер, было лишено логической последовательности, дети обычно начинали с того,
что их больше всего поражало. Изложить рассказ более полно и в логической последовательности они
были в состоянии лишь при отсроченном воспроизведении.
Факт реминисценции, являющейся специфическим моментом в процессе сохранения и
воспроизведения, и наша трактовка е¸ как явления, обусловленного главным образом сложнейшими
взаимосвязями процессов памяти и мышления, является существенным звеном в
общей перестройке
учения о памяти, доказывающим невозможность свести сложные процессы, к ней относящиеся, к какой-
то отдельной функции.
Наличие реминисценции в процессе сохранения не исключает, конечно, бесспорного факта
забывания. Однако его не приходится рассматривать как процесс, который всегда совершается
непроизвольно в силу не зависящих от человека обстоятельств. Он протекает так или иначе в
зависимости от того, как он организуется. Ход сохранения и забывания существенно зависит от
характера первичного запечатления или заучивания материала.
От забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при
воспроизведении, обусловленное отбором материала, определяемым логикой смыслового содержания.
Забывание носит, как и
запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и от не
всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность его
личности. [Фрейд подверг этот аспект проблемы забывания, проявляющийся в обмолвках описках и т.
д., специальному изучению, интересующему его с точки зрения его учения о вытеснении и о
бессознательности.] Забывается то, что переста¸т быть для личности существенным, важным, а отчасти
и то, что ид¸т в разрез с е¸ устремлениями.
Забывается также то, что связано с отжитыми, утерявшими актуальное значение для личности
этапами е¸ прошлого, в особенности если в сво¸ время оно было связано с напряж¸нной деятельностью.
Так, относительно часты случаи забывания авторами своих произведений, своеобразного их
отчуждения. Известен случай с К. Линнеем, который на старости любил перечитывать свои
произведения, очень ими восторгался, но совершенно забывал, что они написаны им. Эксперименты М.
Овсянкиной и Б. В. Зейгарник показали, что незаконченные действия особенно запоминаются.
Очевидно, имеет место и обратное: то, что закончено и исчерпано, утеряло актуальность, скорей всего
подвержено забвению.
Виды памяти
Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.
Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании
привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или
слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную
память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую,
осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Бихевиористы в соответствии со своей общей установкой, выключающей изучение сознания,
сводят всю проблему памяти исключительно к проблеме навыка. Изучение навыков стало поэтому их
центральной проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является
самым специфическим в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и противопоставил друг другу память движений
и память представлений, как «память тела» и «память духа». Такой разрыв между ними совершенно
ложен. Он отражает спиритуалистический дуализм Бергсона, для которого тело и в частности мозг есть
аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти
(движений и представлений) хотя и не тожественны, но тесно связаны между собой.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются
непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в
этом плане
различаются механическое и смысловое запоминание.
Уровни памяти
В отношении разных проявлений и видов памяти можно установить некоторую генетическую
Hosted by uCoz