Navigation bar
  Print document Start Previous page
 262 of 584 
Next page End  

последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в онтогенезе — генетически
предшествует свободному воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно так же
моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным данным целого ряда
исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях
филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи. Однако установление
такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто
генетически более ранняя форма в дальнейшем оста¸тся процессом более низкого уровня (узнавание,
например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память —
процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память). Отдельные стороны и
виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих
ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития
поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая
разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти
последние тоже сохраняются. Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной
реакцией на привычный раздражитель (см. выше), в своих высших проявлениях превращается в
познавательный акт отожествления — в акт мышления. Несмотря на генетически раннее
происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и
моторная память может реализоваться на разных уровнях. Начинаясь с очень элементарных реакций,
автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она
проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной
работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего
можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на
основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически
более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.
Именно такую концепцию развил в последнее время П. П. Блонский. Он различает 4
генетические ступени памяти, а именно: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу
зрительную) и 4) вербальную память. В нашем понимании моторная, аффективная, образная и
вербальная память — виды памяти. При этом мы не определили бы высший вид памяти как вербальную
память. За вербальной формой скрывается смысловое содержание, и именно этим прежде всего
охарактеризовали бы мы специфически человеческую память — как смысловую память, память мысли
в вербальной (словесной) форме. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти
появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно
рассматривает их как различные ступени или уровни памяти.
В основе отожествления видов памяти с генетическими ступенями памяти лежит ошибочная
концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется
эмоциями, на другой — только образами, на третьей — речью и
мышлением, тем самым эмоции
относятся к одной ступени развития, образы — к другой, к третьей — речь и мышление, оторванные от
эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над
предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. Сами ступени
в результате оказываются сугубо абстрактными конструкциями, не зависимыми от общего развития
личности, внешне наслаивающимися друг на друга в процессе саморазвития памяти.
В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них
перестраивается в связи с развитием всех сторон психики (так как все е¸ проявления взаимопроникают
друг друга). Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов —
явлений «низшего уровня» — переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально
насыщенный характер. В психике конкретного живого человека вс¸ находится в соприкосновении,
движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют
на разных уровнях. Поэтому их нельзя отожествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низшим
уровнем, на котором они впервые возникли.
В основе теории П. П. Блонского лежит неправильная общая концепция развития, не
учитывающая того, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку е¸ над
предшествующими ступенями, а перестройку последних.
Отличая уровни памяти от е¸ видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить
следующие: 1) элементарные процессы, когда воспроизвед¸нные данные прошлого опыта не
осознаются в сво¸м отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как
«стихийные», «самот¸ком», помимо всякого сознательного регулирования), и 2) такое воспроизведение
Hosted by uCoz