Navigation bar
  Print document Start Previous page
 263 of 584 
Next page End  

прошлого опыта, которое осозна¸тся в сво¸м отношении к прошлому, как его воспроизведение. На
основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов
памяти, перестройка основных «мнемических» функций в сознательно регулируемые операции:
переход от непосредственного непроизвольного запечатления к сознательному запоминанию и к
организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному
припоминанию того, что нужно для настоящего.
Типы памяти
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.
Для индивидуализированного уч¸та особенностей процессов сохранения и воспроизведения
конкретного человека не достаточно поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая
память. Существенно знать е¸ специфические качества и особенности.
Первая дифференциация типов памяти связана с тем, какая сенсорная область служит наилучшей
основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи
— двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в
воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого — такую же
преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст
закрепляется им лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно
наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы
памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и
словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко
выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к
«эйдетическому» типу памяти.
На зач¸те по психологии одна студентка однажды дала ответ, точно совпадающий с текстом
учебника. На неожиданный, стремительно, в упор поставленный вопрос экзаменатора: «На какой
странице?» со стороны студентки последовал совершенно автоматический ответ: «Страница 237,
сверху, с правой стороны». Отвечая, она как бы видела перед собой страницу раскрытой книги.
[Аналогичный случай приводится у Поссе («Пережитое и продуманное», стр. 105—106.)]
Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память
на цвет может соединяться с плохой памятью на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и
абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть
различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются
внутри памяти.
Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определ¸нной
области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память сч¸тчиков: Иноди, Диаманди,
Арну и др. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после тр¸хчасового сеанса
мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у
Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мо¸ ухо
улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это
внутреннее слышание оста¸тся у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу
цифр. Я даже сказал бы, что я очень затрудняюсь вспомнить цифры, когда мне показывают цифры
написанными. Я предпочитаю, чтобы мне их сообщали посредством слов. Я чувствую замешательство в
первом случае. Не люблю я также писать цифры. Писание не способствует запоминанию. Я
предпочитаю их слышать». Диаманди, также отличавшийся феноменальной памятью, обладал
зрительным типом памяти: он видел цифры написанными в форме квадратиков, как бы внутренне
считывал их со снимка, на котором они написаны, и притом его собственной рукой.
Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного
сч¸тчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым. [А. Н. Леонтьев, Развитие памяти, М. 1931, стр.
235—247.]
В случаях исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в
том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну). Иноди с большой
быстротой производил арифметические операции над числами, потому что пользовался методами
сокращ¸нного счисления; поэтому ему не приходилось, например, при умножении многозначных чисел
запоминать в отдельности каждое из произведений.
Ещ¸ одна деталь, но существенная: у Иноди слова звучали такими, какими он сам их произносил,
Hosted by uCoz