Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 584 
Next page End  

а Диаманди видел их написанными собственной рукой. Исключительная сила запоминания была
связана с глубоким инкорпорированием запоминаемого материала в собственную деятельность.
Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или
длительности; 3) по количеству или объ¸му запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из
этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому,
тип памяти (как, например, у З. Фрейда), и более опосредованный, основанный на хорошей организации
навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй — прочнее. Первый по
преимуществу образный, второй — речевой.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания
(быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения
данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
Патология памяти
Расстройства памяти принято делить на гипермнезию, гипомнезию и парамнезию. Под
гипермнезией разумеют патологическое обострение отдельных воспоминаний. Теоретически природа е¸
не ясна. Практическое значение не велико. Случаи гипермнезии показывают, что уметь забывать иногда
почти столь же существенно, как и запоминать.
Под гипомнезией вообще понимают ослабление памяти. Когда оно имеет резко выраженный
характер и относится к более или менее ч¸тко определ¸нным содержаниям — к определ¸нным отрезкам
времени или категориям объектов, говорят об амнезии.
Под
парамнезией разумеют собственно обманы памяти. Сюда относится, в частности, иллюзия
уже виденного (deja vu
«идентифицирующий обман» Крепелина или «редупликативный обман»
Пика).
Никогда не виденные предметы представляются несколько странными, туманными, но уже
виденными. Бергсон попытался объяснить это явление как воспоминание настоящего:
в состоянии
утомления, когда ослаблена действенная установка, воспроизвед¸нный образ предмета появляется
почти одновременно с его восприятием; предмет поэтому представляется уже знакомым. Этим
ослаблением действенной установки объясняется и наблюдающийся при этой иллюзии призрачно-
туманный характер самого восприятия. Бергсон заключает, что не будь мы существами, собранными в
действии, нам вс¸ представлялось бы, как при иллюзии уже виденного, и призрачно-туманным, и давно
знакомым.
Сложность узнавания отражается в сложных формах его расстройств. Агнозии — расстройства
узнавания, которые в силу теснейшей связи восприятия и памяти являются одновременно
расстройством и восприятия и памяти. Важнейшими расстройствами узнавания являются оптически-
агностические расстройства. Они разделяются (по Петцлю) на: 1) оптическую агнозию для конкретных
предметов или событий и их изображений; 2) словесную слепоту, агнозию, или оптическую афазию, и
3) геометрически-оптические агнозии, связанные с расстройством ориентировки в пространстве.
К первой группе относится установленная Лиссауером духовная слепота — расстройство
узнавания отдельных предметов: больной не узна¸т их, хотя собственно зрительные ощущения
совершенно нормальны. К той же группе относится установленное Вольпертом расстройство узнавания
целостных процессов и ситуаций и апперцептивная слепота (Пик) у стариков.
Ко второй группе относится словесная слепота, так называемая алексия — расстройство
узнавания букв, слов и предложений. В отличие от предметной агнозии, здесь речь ид¸т об агнозии для
символов, для знаков. Но поскольку в случае Лиссауера больной правильно дифференцировал
величину, форму, цвет предметов и тем не менее не узнавал предмета, постольку и в этом случае,
очевидно, речь шла о нарушении распознавания значения предмета. Это сближает обе формы.
К третьей группе относятся нарушения узнавания контуров видимых предметов или
пространственной ситуации. Больной, описанный Лиссауером, принимал зонтик то за растение,
покрытое листьями, то за карандаш. В тех случаях, когда он как будто узнавал предмет, узнавание в
действительности основывалось лишь на догадках. Больной не был в состоянии распознать отдельные
части узнанного предмета: он узнавал изображение животного, но не был в состоянии указать его
голову или хвост. Или, узнав портрет Бисмарка, он не мог указать, где на портрете глаза, уши и т. д.
Развитие памяти у детей
Hosted by uCoz