Navigation bar
  Print document Start Previous page
 265 of 584 
Next page End  

В отношении памяти неоднократно ставился парадоксальный вопрос: развивается ли она, не
лучше ли у детей, чем у взрослых? В детстве запоминание как будто прочнее, чем в зрелые годы: то, что
выучено в школе, сплошь и рядом запоминается на всю жизнь.
Для того чтобы разрешить этот вопрос, нужно прежде всего различать между способностью к
заучиванию и способностью к длительному запоминанию. Способность к длительному запоминанию
достигает кульминационного пункта в сравнительно раннем возрасте.
Иную линию развития проходит способность к заучиванию. Она возрастает в течение длинного
ряда лет. Данные о более точном определении е¸ возрастных уровней несколько расходятся. По данным
более старых исследований, подытоженных Мейманом, способность к заучиванию постоянно, но
медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. По новейшим
данным значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет (начало
школьного обучения). Далее оно особенно возрастает с 11 до 13 лет (время значительного развития
мышления). С 13 лет наблюдается некоторое относительное снижение в темпах развития памяти. Новый
рост начинается с 16 лет. Таким образом, периоды особенно интенсивного роста памяти приходятся на
годы, следующие за началом школьного обучения. В возрасте 20—25 лет память человека, который
работает умственно, достигает своего высшего уровня. Таким образом, лучшим временем для
заучивания, т. е. усвоения и закрепления знаний, являются студенческие годы. У людей, продолжающих
работать и упражнять свою память, она может сохраняться ещ¸ долго
до 50—55 лет. Эббингауз в
возрасте 52 лет утверждал на основании тщательных наблюдений, что его память нисколько не
ослабилась за последние 20 лет. Конечно, прочность памяти зависит от целого ряда условий: от
состояния здоровья и в первую очередь нервной системы, от типа памяти, от организованности в работе
и др. Память непосредственная, образная (как, например, у Фрейда), по-видимому, раньше сда¸т.
Опосредованная память, в которой существенную роль играет хорошая организация запоминания и
заучивания, сохраняется дольше.
Вс¸ сказанное да¸т возможность разрешить противоречие между наблюдениями,
свидетельствующими о лучшей памяти у детей, и противоположными данными — о большей мощности
памяти взрослого. Приобретения детской памяти прочнее, завоевания зрелой памяти обширнее.
Взрослый может овладеть и оперировать бОльшим материалом; закрепившееся в памяти реб¸нка
сохраняется в течение большего времени. БОльшая органическая пластичность реб¸нка является, по-
видимому, основанием преимуществ детской памяти; более совершенные формы организации —
основание преимуществ памяти взрослых.
Количественные данные о развитии памяти требуют, однако, дальнейшего качественного
анализа, исходя из дифференциации различных сторон и проявлений памяти.
Первая форма, в которой проявляется память у реб¸нка, — это узнавание,
связанное с самым
процессом восприятия и проявляющееся в реакциях реб¸нка на окружающее. Первые признаки
примитивного узнавания можно констатировать уже на первом году жизни. Но первоначально круг
предметов или лиц, на который оно распространяется, очень узок, а латентный период весьма краток.
Развитие, начиная со второго года, ид¸т как по линии расширения круга узнаваемых предметов, так и по
линии удлинения латентного периода. Особенно показательно первое. По данным Штерна, на втором
году реб¸нок узна¸т близких людей и привычные объекты по прошествии нескольких недель; на
третьем году — после нескольких месяцев; на четв¸ртом — после разлуки, длившейся год. Наряду с
удлинением латентного периода ид¸т расширение круга узнаваемых предметов. С третьего года
узнавание распространяется не на часто повторяющиеся, иногда даже на однократные впечатления, в
особенности если они были связаны с яркими аффективными ситуациями.
Узнавание, как уже сказано, может совершаться в различных планах. Реб¸нок начинает, конечно,
с самой примитивной его формы — узнавания в действии, заключающегося в адекватной реакции на
предмет. Более или менее неопредел¸нное чувство знакомости, без определ¸нной локализации,
наступает также уже очень рано. Отожествление предмета или лица в различных ситуациях и системах
отношений является уже относительно сложным познавательным актом, который формируется позднее.
Следующим существенным моментом в развитии памяти является выделение е¸ из восприятия,
что приводит к возникновению воспроизведения представлений, между тем как возникающее до него
узнавание оперирует лишь внутри восприятия. В этом процессе выделения памяти из восприятия можно
различать ряд ступеней: 1) представление всплывает у реб¸нка под непосредственным воздействием
внешнего впечатления, восприятия; 2) представление вызывается другим представлением, так что в
результате образуется некоторая цепь представлений, состоящая сначала из небольшого числа звеньев.
Первая форма воспроизведения наблюдается у детей уже в конце первого, в начале второго года.
Hosted by uCoz