Navigation bar
  Print document Start Previous page
 269 of 584 
Next page End  

простому. Разрушению подвергаются сначала самые новые образования. При разрушении памяти
«новое умирает раньше старого»; сложное исчезает раньше простого. Амнезия сперва ограничивается
забыванием недавних фактов. Так, старики часто забывают то, что происходило в последние дни, и
помнят события давних лет. В патологических случаях (при амнезиях) забывание с воспоминаний о
недавних событиях распространяется на общие идеи, затем на чувства и привязанности и, наконец, на
действия. В соответствии с этим законом раньше утрачивается память на волевые, затем на
автоматические действия. Амнезия раньше захватывает интеллектуальную речь и лишь затем
эмоциональную (Джексон). Таким образом, распад памяти, совершаясь в порядке, обратном е¸
формированию, обнаруживает последовательные этапы е¸ развития.
Глава IX. Воображение
Природа воображения
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно
воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не
воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в
действительности и быть не может. Таким образом, не всякий процесс, протекающий в образах, может
быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой-то мере и
воспроизведением — хотя бы и очень отдал¸нным, опосредованным, видоизмен¸нным — и
преобразованием действительного. Эти две тенденции воспроизведения и преобразования, данные
всегда в некотором единстве, вместе с тем в своей противоположности расходятся друг с другом. И
если воспроизведение является основной характеристикой памяти, то преобразование становится
основной характеристикой воображения. Воображать — это преображать.
Существа действенные, люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуют
его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать е¸ и
мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей
способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.
Поэтому прав был А. М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и замысел поднимают человека
над животным» — вымысел прежде всего как замысел.
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс,
протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого,
представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейра, А. Селли, П. П. Блонский и др.).
Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению
первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а
с другой — образное воспроизведение обычно, как показало исследование, в какой-то мере преобразует
воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но не менее
бесспорно и существование между ними различий. Если исходить из такого широкого понимания
воображения, согласно которому оно охватывает любой психический процесс в образах, то именно
потому, что этот термин включит в таком случае и память, прид¸тся вс¸ равно, внося двойственность в
термины, тем же термином обозначить и воображение в более узком и специфическом смысле слова, в
его отличии от памяти. Поэтому целесообразнее сохранить термин «воображение» для обозначения
этого последнего специфического процесса. Воображение — это отл¸т от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами
творческой деятельности человека и прообразами для не¸.
Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к
действительности. Образы памяти — это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти —
сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения — их
преобразовать. Но и эта противоположность существует и осуществляется в конкретной деятельности
человека лишь как единство противоположностей. В процессе развития с изменением воображения и
процессов сохранения и воспроизведения изменялось и их взаимное отношение На ранних ступенях
развития, когда отношение воспроизвед¸нного образа к прошлому не созна¸тся ч¸тко как таковое,
сознательная установка на точность воспроизведения, на его соответствие объективной
действительности ещ¸ отсутствует. Поэтому на этих ранних ступенях воспроизведение далеко не
Hosted by uCoz