Navigation bar
  Print document Start Previous page
 270 of 584 
Next page End  

является копией воспроизводимого. Оно содержит множество неправильностей, сдвигов, изменений,
трансформаций; воспроизведение ещ¸ четко не отделилось от воображения.
В свою очередь воображение, которое всегда предполагает некоторую независимость от
непосредственного данного, не отделилось ч¸тко от воспроизведения, пока эта независимость в какой-
то мере не осознана. Воображение в собственном смысле имеется лишь тогда, когда течение образов
переста¸т быть непроизвольным изменением, как бы искажением образов-представлений, становясь
свободным оперированием образами, не связанным установкой на воспроизведение. По мере
восхождения ко вс¸ более высоким ступеням или формам воображения, оно вс¸ более ч¸тко
дифференцируется от памяти.
В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определ¸нное
отношение к объективной действительности, и притом отношение, диаметрально-противоположное
тому, которое характеризует память в е¸ высших сознательных формах. Для памяти в е¸ высших
сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий
прошлое, осозна¸тся в этом сво¸м отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана
сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению
воспроизведения от всякого произвольного фантазирования.
Для воображения в тех высших его формах, в которых полностью проявляется его
специфичность, не менее характерным является другое отношение к прошлому опыту вообще и
непосредственно данному — сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность
его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную
психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти
исходит из отношения, с одной стороны, воспроизвед¸нных образов памяти, с другой — воображения к
объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а
именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, т. е. тот процесс,
продуктом или содержанием которого является представление. Общие закономерности этого процесса
имеют существенное значение для психологии искусства.
Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у
человека. Только у человека, который, как субъект общественной практики, реально преобразует мир,
развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала — следствие, а затем и
предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность.
В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключ¸н кусочек фантазии, и развитие
воображения, как преобразования действительности в сознании, тесно связано с реальным
преобразованием е¸ в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в
восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в
том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего
в действительности сам он никогда не видел. Так, например, сообщение о папанинцах побуждает наше
воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у
Северного полюса. Это ещ¸ очень не специфическая форма воображения.
Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ,
картину того, чего вообще не
было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в сво¸м воображении представить себе пол¸т на
Северный полюс и высадку на н¸м тогда, когда это была только мечта, ещ¸ не осуществл¸нная и
неизвестно осуществимая ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отл¸т от действительности, который созда¸т
фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то
мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере
оно, преобразуя действительность, отклоняясь от не¸, при этом вс¸ же учитывает е¸ существенные
стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой форме, отклоняющейся от
действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает вовсе с действительностью.
В своих высших творческих формах воображение совершает отл¸т от действительности, чтобы
глубже проникнуть в не¸.
Мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей: 1)
тем, насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит
осмысленность и объективная значимость его творений; и 2) тем, насколько новы и оригинальны,
отличны от непосредственно данного его порождения. Воображение, не удовлетворяющее
одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно.
Hosted by uCoz