Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 584 
Next page End  

В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и
различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько
сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов
происходит самот¸ком, непроизвольно, на высших в ней вс¸ бОльшую роль играет сознательное,
активное отношение человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной
трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознанных потребностей,
влечений, тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы
воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не
формируются им; здесь нет ещ¸ собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма
воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных
состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих сил
аффективные моменты потребностей, влечений. З. Фрейд сделал попытку —
очень тенденциозную —
определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде
воображения (сгущение, вытеснение, замещение).
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и
преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность
человека.
В первом случае говорят иногда о пассивном, во втором — об активном воображении. Различие
«пассивности» и «активности» является не чем иным, как именно различием в степени
преднамеренности и сознательности.
Различают также воображение воспроизводящее и творческое или преображающее. Всякое
подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным,
трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.
Есть далее основание различать воображение, заключающееся в воссоздании заданных
(например в литературном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это
имеет место, например, в творческой деятельности художника.
В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда
конкретное и абстрактное воображение.
Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы
единичные, вещные, обремен¸нные множеством частных деталей, и образы типизированные,
обобщ¸нные образы — схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных
образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего;
соответственно этому существуют многообразные виды воображения — более конкретного и более
абстрактного. Различие «конкретного» и «абстрактного» воображения является различием тех образов,
которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени
обобщ¸нности, генерализованными образами — схемами, символами (в математике). Абстрактное и
конкретное воображение не является при этом внешней полярностью; между ними существует
множество взаимопереходов.
Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к
деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить
различие между бездеятельной пустой «мечтательностью», которая служит лишь для того, чтобы
дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат
толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако,
никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить
из не¸ творчество как продукт е¸ функционирования. Ведущей является обратная зависимость;
воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов
воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов
творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько
имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, — конструктивное,
техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т. д. Все эти виды воображения,
формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют
разновидность высшего уровня — творческого воображения.
Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере
Hosted by uCoz