Navigation bar
  Print document Start Previous page
 274 of 584 
Next page End  

воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в н¸м далеко не всегда выделяется
характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события,
явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы
изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И
задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с такой
пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны
Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое е¸ выражение, которое, как казалось Вронскому
после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря
портрету впервые его действительно увидал.
Нельзя лучше выразить, в ч¸м заключается сущность художественного творчества. Даже в
портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого
преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно
как бы снимает с не¸ случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее
выявляется е¸ основной рисунок. Продукт такого воображения да¸т часто по существу более верную,
глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать
фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.
Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей
жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определ¸нного идейного содержания,
является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое
воображение узна¸тся не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными
требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а скорее по
тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обремен¸нную
случайными, лиш¸нными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности
и художественного замысла. Воображение созда¸т в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем
не похожих на наши потускневшие и ст¸ртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно
оживший, преображ¸нный и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в
повседневном восприятии. Именно потому, глядя на него, нам, как Вронскому, когда он увидел портрет
Анны, кажется, что мы именно таким его всегда видели и знали, хотя лишь воображение художника,
преобразующее мир повседневного нашего восприятия, нам его таким показало.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отл¸т от
действительности, более или менее значительное отклонение от не¸. Художественное творчество
выражается не только в портрете; оно включает и сказку и фантастический рассказ. В сказке, в
фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в
самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно
мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от
действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое
воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых
сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному
замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.
Некоторые тонкие и хрупкие переживания — значимые факты внутренней жизни — часто как
бы заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое воображение
художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные
стороны е¸, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех
при¸мов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение.
Создавая картину действительности, отклоняющуюся от обыденной вплоть до самой крайней
фантастики, воображение художника тем ярче освещает и выпуклее выявляет какую-то, особенно для
него значимую, сторону действительности. Отойти от действительности, чтобы проникнуть в не¸, —
такова логика творческого воображения. Она характеризует существенную сторону художественного
творчества.
Не менее необходимо воображение — в других формах — в научном творчестве.
Ещ¸ великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что
действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный
и трусливый ум», способны делать лишь уч¸ные, которые «дают полный простор своему
воображению». Т. Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подвед¸м итоги количеству
воображения, затраченному и воплощ¸нному, с одной стороны — в области художественного
творчества, а с другой — в технических и механических изобретениях, то мы найд¸м, что второй
Hosted by uCoz