Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 584 
Next page End  

значительно больше первого». [Т. Рибо, Творческое воображение, 1901, стр. 225.]
Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и Ленин. Он писал: «...нелепо
отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». [В. И. Ленин, Философские тетради, 1934, стр. 336.;
В. И. Ленин, Полн. собр. соч. Т. 29. С. 330.] «Напрасно думают, — замечает В. И. в другом месте, — что
она (фантазия. — С. Р.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна,
даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии.
Фантазия есть качество величайшей ценности...». [В. И. Ленин, Соч., т. XXVII, 1930, стр. 266.;
В. И.
Ленин, Полн. собр. соч. Т. 45. С. 125.]
Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в н¸м
специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в н¸м мышление. Специфическая роль
воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим
содействует е¸ разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря
преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено за сч¸т воображения. В
реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме
участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти,
воспроизводящее это содержание, иногда не да¸т достаточных опорных точек для разрешения
встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того,
чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.
Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследовании.
Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и
учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую
непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы
возможность проверить исходную
гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в
представлении экспериментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения,
оперирующего в научном исследовании. «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на
эксперимент, достигнут лишь немного, — писал такой мастер эксперимента, как Э. Редзерфорд,
положивший начало экспериментальному расщеплению атомного ядра, — действительный прогресс
имеет своим предположением амальгамацию обеих сил».
Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в
процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере
того, как создавались вс¸ более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии,
изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались вс¸ новые, более
высокие и совершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах,
сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников — в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о
Роланде», «Слове о полку Игореве» — воображение не только проявлялось, но и формировалось.
Создание великих произведений искусства, учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое
поле для деятельности воображения.
Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного
творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом
многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, да¸т для
развития воображения в сво¸м роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение
художника.
Наконец, воображение формируется в практической деятельности — особенно в революционные
эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные
представления, революционизируя мир.
«Техника» воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным е¸
изменением; оно имеет свои закономерные пути, которые находят себе выражение в типичных способах
или при¸мах преобразования.
Одним из таких при¸мов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в
новых, более или менее необычных, комбинациях. Это очень распростран¸нный способ преобразования
действительности. Он находит себе применение в науке, в техническом изобретательстве; им
пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Л. Н. Толстой писал даже, что образ
Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие — у е¸ сестры Тани, «перетолок» их и
Hosted by uCoz