Navigation bar
  Print document Start Previous page
 276 of 584 
Next page End  

таким образом получил образ Наташи. Однако несомненно, что основная работа создания
художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и е¸ сестры Тани, а в том
очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и
другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сест¸р. Только в
результате глубокого синтеза и преобразования и мог получиться такой на редкость целостный образ
Наташи. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных
в опыте элементов является так называемая агглютинация,
которой издавна широко пользовалось
искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве
североамериканских индейцев.
Примером агглютинации может служить и аллегорическая фигура Леонардо да Винчи. Леонардо
сам, комментируя свою композицию, поясняет, что она изображает «удовольствие вместе с
неудовольствием, и изображаются они близнецами, так как иногда одно неотделимо от другого;
делаются они с пов¸рнутыми спинами, так как они противоположны друг с другом...». Из этих слов
художника отч¸тливо видно, что комбинирование, или агглютинация, регулируется и направляется
определ¸нной тенденцией, придающей ей смысл. Комбинирование — это обычно не случайный набор, а
подбор определ¸нных черт. Художник производит его сознательно, руководясь определ¸нной идеей,
замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания
элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в
мотивах, определяющих деятельность воображения.
Аллегорическая фигура Леонардо да Винчи
Сторонники ассоциативной, атомистической концепции склонны были выдвигать
комбинирование как единственный при¸м преобразующей деятельности воображения. Само
комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных
элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых
воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем — при
прочих равных условиях — богаче будет и его воображение. Но признание этой зависимости
воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко
распростран¸нной и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой
преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию, т. е. к перемещению или
перегруппировке элементов. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая,
что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией
и падает вместе с ней. Восприятие действительности не состоит из пучков, связок или механических
агрегатов неизменных элементов. Все его образования могут подлежать преобразованию, которое
производит воображение. Эти преобразования чрезвычайно многообразны; они включают
комбинирование как один из при¸мов, но никак не сводятся к нему; комбинирование является лишь
одним из видов или при¸мов преобразующей деятельности воображения. В результате е¸, поскольку
речь ид¸т о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно
данных элементов или черт, а единый новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы,
а преобразованы и обобщены. Комбинирование является лишь «механизмом», действие которого
обычно подчинено какой-то тенденции, определяющей подбор комбинируемых моментов и придающей
Hosted by uCoz