Navigation bar
  Print document Start Previous page
 279 of 584 
Next page End  

развивалось критическое отношение к истолкованию своих впечатлений.
Детское воображение сначала проявляется и формируется в игре, а также в изобразительной
деятельности — лепке, рисовании и других проявлениях творческой активности реб¸нка (музыкальной
и пр.). В игровой ситуации воображение реб¸нка пользуется конкретными вещами ближайшего
окружения как реальными носителями тех функций, которыми их наделяет реб¸нок; реб¸нок летит на
воображаемом аэроплане, но реальный стул должен его замещать. Лишь позже воображение настолько
эмансипируется от восприятия, что оно может оперировать во внутреннем плане сознания без опорных
точек в непосредственно наличном окружении. Когда воображение созрело для этой эмансипации, игры
сменяются мечтами.
Развитие детского воображения, так же как развитие восприятия, мышления и т. д., нельзя
представлять в виде друг над другом наслаивающихся форм, так что каждая приурочена только к
определ¸нному возрасту и к определ¸нному возрасту приурочена только она. Воображение у реб¸нка
проявляется во множестве форм, из которых одна является лишь более характерной. Большую роль при
этом играют не только возрастные, но и индивидуальные различия.
И в более раннем детстве реб¸нку доступен и известный отл¸т воображения от привычной
ближайшей ситуации. Удовольствие, с которым дети воспринимают фантастику сказки, служит лучшим
тому доказательством. При этом анализ основных при¸мов, которым пользуется сказка при
преобразовании действительности, и наблюдение за степенью их доходчивости обнаруживают наиболее
характерные черты детского воображения. К числу наиболее доступных для реб¸нка форм
преобразования действительности относятся смещения величин, которые доводятся до одной из
противоположных крайностей (мальчик с пальчик и великаны), вообще преувеличения (гиперболы),
которые широко используются для создания резких противоположностей, легко доступных
примитивному пониманию (люди — либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи, и т.
п.). Комбинационные при¸мы
не являются ни единственными, ни даже господствующими при¸мами
сказочного преобразования действительности, и у детей комбинаторные способности развиты слабо.
Ещ¸ существеннее, чем эта первая линия в развитии воображения — возрастающей свободы по
отношению к восприятию, — вторая, которая приходит в более поздние годы. Она заключается в том,
что воображение переходит от субъективных форм фантазирования к объективирующимся формам
творческого воображения, воплощающегося в объективных продуктах творчества. Если фантазирование
подростка отличается от детской игры тем, что оно обходится для своих построений без опорных точек
в непосредственно данных, осязаемых объектах действительности, то зрелое творческое воображение
отличается от юношеского фантазирования тем, что оно воплощается в объективных, осязательных для
других, продуктах творческой деятельности. Этот переход обусловлен глубоким внутренним
преобразованием воображения в результате перестройки его на новой, рациональной основе
развивающегося у подростка мышления. Соединяя обе линии, можно сказать, что воображение сначала
опирается на непосредственно данное и приходит к мимол¸тным, не объективирующимся и не
включающимся в объективную действительность продуктам, а кончается тем, что, оперируя во
внутреннем плане, без опорных точек в непосредственно данном, приходит к созданию объективных
продуктов, включающихся в объективный мир и преобразующих его.
Т. Рибо попытался установить закон развития воображения. Он выразил его следующим
образом: творческое воображение в сво¸м полном развитии проходит через три периода, или фазы.
Первый период обычно начинается с тр¸х лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается
иногда и позже, более или менее долго. Игры, сказки, фантазии, сосредоточивающиеся позже вокруг
романтической половой любви, являются первыми его проявлениями. В течение этого первого периода
воображение независимо от рациональных элементов. По мере того как мышление подростка
формируется и крепнет, созда¸тся антагонизм между субъективностью этого примитивного
воображения и объективностью мышления: этим антагонизмом и характеризуется второй период —
переходная фаза. В третьем периоде воображение подчиняется интеллекту и проникается
рациональными моментами. Этот последний процесс совершается у различных людей разными путями
и приводит к неоднородным последствиям. У одних воображение в результате развития мышления
приходит в упадок. «Большинство мало-помалу входит в прозу жизни, хоронит мечты своей юности,
считает любовь химерой и пр.». Лишь у людей с действительно богатым воображением оно в результате
проникновения в него рациональных моментов не гаснет, а преобразуется и становится подлинно
творческой силой.
Т. Рибо схематически изображает этот ход развития воображения посредством кривой JM,
которая сначала медленно, а потом вс¸ быстрей поднимается вверх, заметно опережая линию развития
Hosted by uCoz