Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 584 
Next page End  

экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов
педагогической работы в сам эксперимент.
То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего
положения, согласно которому мы позна¸м явления действительности, воздействуя на них (в частности
самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки). Это одно из
основных положений нашей общей методологии и теории познания. Оно может и должно получить
многообразное конкретное осуществление в методике психологического исследования. Так при
изучении патологических явлений психики у больного индивида терапевтическое воздействие да¸т
возможность не только выправить, но и глубже познать их.
Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь
между теорией и практикой, между
научным познанием психических явлений и реальным
практическим воздействием на них.
7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приобрести использование
в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется
сознательная деятельность человека (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в
исследовании мышления, воображения). Психологическое исследование никак не должно при этом
основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться
устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния.
Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание в
зависимости от того, в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие
психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из
внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требует обязательного уч¸та, а значит,
и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.
Это положение должно стать одним из
основных в методике нашего психологического исследования, особенно при изучении высших,
наиболее сложных проявлений личности, — в противоположность обезличению, по большей части
господствующему в методике зарубежной психологической науки.
Поскольку при этом личность и ситуация в их конкретной реальности выходят за пределы только
психологических явлений, психологическое исследование, не утрачивая своего характера и
специфичности своего объекта, требует тщательного уч¸та целого ряда моментов, выходящих за
пределы чисто психологического.
Наблюдение
Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах — как самонаблюдение, или
интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.
Традиционная, интроспективная психология считала самонаблюдение, или интроспекцию,
единственным или во всяком случае основным методом психологии. Это было реализацией в методах
исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе
внутренний мир.
Объективная, поведенческая психология вовсе отвергла самонаблюдение и признала
единственным методом психологии «объективное» наблюдение внешнего «поведения». Это была лишь
изнанка той же дуалистической, картезианской позиции, которая метафизически рассекла мир на две
друг для друга внешние сферы — духовную и материальную.
Мы исходим из единства внешнего и внутреннего. Поэтому для нас по-новому решается вопрос
как о самонаблюдении, так и о наблюдении. На основе единства психического и физического,
внутреннего и внешнего, к которому приходит наше решение психофизической проблемы,
раскрывается единство самонаблюдения и внешнего, так называемого «объективного», наблюдения.
Речь для нас ид¸т не о совместном применении наблюдения и самонаблюдения как двух разнородных,
внешне друг друга дополняющих методов, а об их единстве и взаимопереходе друг в друга.
Самонаблюдение
Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними
психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями. Познание
собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной
мере опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает
Hosted by uCoz