Navigation bar
  Print document Start Previous page
 280 of 584 
Next page End  

мышления (кривая RX).
В критической фазе они достигают примерно одного и того же уровня и
противостоят сначала друг другу как две антагонистические силы. С этого момента дальнейшая кривая
развития воображения проходит по-разному в зависимости от характера соотношений,
устанавливающихся между воображением и мышлением; если они остаются антагонистическими
силами, кривая воображения с ростом мышления начинает падать (см. кривую MN); если воображение,
приспособляясь к рациональным условиям, преобразуется, линия воображения ид¸т (как это показывает
кривая MN) на одном уровне с развитием мышления. В этом последнем периоде вступает в силу новый,
дополнительный, закон развития воображения. Он заключается в том, что развитие воображения
начинает следовать закону развития познания.
Развитие воображения (по Т. Рибо)
Схема развития воображения, данная Т. Рибо, нуждается в очень серь¸зной и радикальной
критике. Согласно этой схеме, у большинства людей в зрелом возрасте с развитием мышления
происходит упадок воображения. Рибо, таким образом, сохраняет традиционное представление о том,
что воображение у взрослого слабее, чем в более раннем — если не детском, то подростковом —
возрасте.
Закон развития воображения Рибо очень ярко иллюстрирует исторический характер
психологических законов, обнаруживая общественно-историческую обусловленность психических
явлений. То отрезвление — уход в прозу жизни, отказ от всего того, что было мечтой юности, —
которое Т. Рибо возводит в общий закон развития воображения вообще, является в действительности
лишь «законом» его развития или, вернее, упадка в застойных условиях буржуазного общества.
Переход к практической деятельности в условиях капиталистического общества требует от
вступающего в реальную жизнь юноши, поскольку он оста¸тся в рамках этого общества, чтобы он
отказался от всего лучшего, что было в мечтах его юности, и, подчиняясь традициям, рутине,
установленным нормам и шаблонам, занялся прозаическими делами, в которых нет места для
творческого воображения. В таких условиях воображение, естественно, пойд¸т на убыль. В условиях
нашей действительности, открывающей перед каждым неограниченные перспективы творческой
деятельности, изменяющей все традиционные установления, вступление в практическую жизнь
открывает новые возможности для преобразования действительности и для дальнейшего развития
творческого воображения. Положение Рибо исходит к тому же из неверного понимания самого
воображения. Говорить о высшем уровне воображения у подростка и об упадке его у взрослых можно
только в том случае, если не учитывать подлинно творческого аспекта воображения, так как не
подлежит сомнению, что у взрослых эти творческие формы воображения развиты больше, чем во все
предшествующие возрасты.
Для того чтобы внести в этот вопрос окончательную ясность, нужно ещ¸ провести различие
между творчеством в подлинно объективном и в субъективном смысле этого слова. С ходом
исторического развития человечества и развития отдельного человека условия, с которыми должно
считаться воображение и которым оно должно удовлетворять, чтобы выполнять творческие функции,
непрерывно видоизменяются и усложняются. В пределах ограниченного круга его знания и его опыта
для реб¸нка открыт большой простор субъективному творчеству в смысле открытий субъективно
нового для него. Этим отчасти порождается впечатление о более развитой фантазии у детей, чем у
взрослых.
Но творческое воображение, проявляющееся в создании объективно нового на высоких ступенях
культуры, обусловлено столь сложными предпосылками, что оно может быть достигнуто лишь в более
зрелом возрасте. Доказательством этому служит тот факт, что художественные произведения, имеющие
объективную художественную ценность, обычно не создаются в детстве; ещ¸ позже проявляются
творческие способности в науке.
В процессе развития и обучения роль воображения весьма значительна. Воображение
Hosted by uCoz