Navigation bar
  Print document Start Previous page
 282 of 584 
Next page End  

Природа мышления
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но,
начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и
восприятия оно переходит к мышлению.
Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы
чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается
мышлением в силу его опосредствованного характера, позволяющего ему опосредованно —
умозаключением — раскрыть то, что непосредственно — в восприятии — не дано. С расширением
познания благодаря мышлению связано и углубление познания.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в
более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий —
сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между
непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно
чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в
этих е¸ взаимосвязях, мышление глубже познает е¸ сущность. Мышление отражает бытие в его связях
и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления:
этим определяется специфический путь, которым мышление ид¸т ко вс¸ более глубокому познанию
бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения
отражаются не только в мышлении.
В действительности уже в восприятии дана не простая сумма или агрегат изолированных
элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых
взаимоотношениях, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в сво¸м познании
действительности. Мы воспринимаем обычно вещи в определ¸нных ситуациях, в которых они даны в
тех или иных соотношениях с другими вещами, — пространственных, временнЫх и т. д. Вещи
воспринимаются как равные или неравные, бОльшие или меньшие, как определ¸нным образом
расположенные, т. е. находящиеся в тех или иных отношениях порядка или последовательности, как
предшествующие или последующие и т. д. Помимо того, и внутри каждой вещи различные свойства
воспринимаются нами опять-таки не как совокупность изолированных,
между собой не связанных
качеств, а в определ¸нных, характерных для вещи соотношениях, сочетаниях, связях. Но в восприятии
вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, в единичных, в несущественных
определениях, во внешнем соединении свойств, которые «соединены, но не связаны». Для химического
элемента не существенна может быть та окраска, которая ему придана: химические реакции или
соединения, в которые он войд¸т, от не¸ не зависят. Для общественной сущности капиталиста не
существен тот внешний облик, в котором он как единичный человек предстал тому или иному
рабочему, — черты его лица или фигура. Существенные и несущественные свойства, случайные и
необходимые связи или связи по смежности в данной частной ситуации, т. е. простые совпадения и
реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлен¸нном синкретическом единстве. Задача
мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на
реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной
ситуации.
Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому,
мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении
частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный
характер. Но то, что существенно связано, необходимо окажется общим при многообразных изменениях
несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление поэтому обобщает.
Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда ид¸т от единичного к общему и от
общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая вед¸т от
отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление — это опосредованное — основанное на
раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщ¸нное познание объективной реальности.
Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности
или законы действительности. В восприятии я могу лишь констатировать, что в данном частном случае
данное единичное явление протекало так-то, но лишь в результате мыслительной операции я могу
прийти к тому выводу, что такова общая закономерность. Раскрытие закономерности свойств и тех
Hosted by uCoz