Navigation bar
  Print document Start Previous page
 283 of 584 
Next page End  

отношений, которые выступают в восприятии, требует мыслительной деятельности. Раскрывая вс¸
более глубокие закономерности явлений, мышление позна¸т вс¸ более и более существенные свойства,
вс¸ более глубокую сущность объективного мира. Адекватное познание бытия, которое всегда
находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развития
нового, нарождающегося, да¸т лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и
опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития, —
диалектическое мышление.
Мышление,
как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с
действием.
Человек позна¸т действительность, воздействуя на не¸, понимает мир, изменяя его.
Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением; действие — это
первичная форма существования мышления.
Первичный вид мышления — это мышление в действии и
действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические
операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой
деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и
лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В
теоретическом мышлении связь с
практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется.
Практика оста¸тся основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость
от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к
каждому единичному случаю практики. Пока, решая задачу, мы оперируем только наглядным
единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для
данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это
решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщ¸нную формулировку и обобщ¸нное
решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщ¸нное решение,
решена не только практически — для данного частного случая, но и теоретически — для всех
принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его
пределы и получает обобщ¸нное значение; оно становится теорией или составной частью теории.
Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную
задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщ¸нной форме вскрывает
принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем
натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень,
когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию. Так
прокладывается диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. «От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»,
пишет В. И. Ленин.
[В. И. Ленин,
Философские тетради, 1938, стр. 166;
В. И. Ленин, Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152-153.] Развиваясь на
основе действия, мышление и служит в конечном сч¸те для организации действия и руководства им.
Будучи связано с деятельностью, теоретическое мышление само процесс, переход от единичного
к общему и от общего к единичному, от явления к сущности и от сущности к явлению. Реальное
мышление — это движение мысли. Оно может быть правильно понято лишь в единстве деятельности и
е¸ продукта, процесса и его содержания, мышления и мысли.
Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие
— это опосредованное и
обобщ¸нное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных
объективных связей и отношений.
Полноценное диалектическое понятие бер¸т явление во внутренней взаимосвязи всех его сторон,
в единстве внутренних противоречий, в его конкретной жизни и развитии. В «смене»
взаимозависимости всех понятий, в тожестве их противоположностей, в переходах одного понятия в
другое, в вечной смене, движении понятий мышление вс¸ глубже проникает в конкретную жизнь
действительности, в е¸ движимое внутренними противоречиями развитие. И именно понятие, а не
слово, как этого хотят формалисты, превращающие речевой знак в творца, в «демиурга» мышления, и
не общее представление, как этого хотят эмпиристы, сводящие логическое к наглядно-чувственному, —
именно понятие является специфическим содержанием мышления.
Вскрывая связи и отношения, исходя от явления к обобщ¸нному познанию их сущности, понятие
приобретает абстрактный, не наглядный характер. Содержание понятия сплошь и рядом нельзя себе
наглядно представить, но его можно мыслить или знать. Его объективное определение раскрывается
опосредованно и выходит за пределы непосредственной наглядности. Формой существования понятия
является слово.
Hosted by uCoz