Navigation bar
  Print document Start Previous page
 284 of 584 
Next page End  

Понятийное содержание мышления складывается в процессе исторического развития научного
знания на основе развития общественной
практики. Его развитие является историческим процессом,
подчин¸нным историческим закономерностям.
Психология и логика
Мышление является предметом изучения не только психологии, но также — и даже прежде
всего — диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако,
свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о
познавательном отношении мышления к бытию.
Проблемой психологии является протекание
мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления
с другими сторонами сознания. Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и
логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. Различные
стороны или аспекты мышления не могут быть оторваны друг от друга; мышление как предмет
психологического исследования не может быть определено вне отношения мысли к бытию. Психология
поэтому также бер¸т мышление не в отрыве от бытия, но изучает она как специальный предмет своего
исследования не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания
мыслительной деятельности индивида,
в специфическом отличии мышления от других форм
психической деятельности и в его взаимосвязи с ними.
Основа для разрешения вопроса о соотношении логического и психологического, позволяющая
вскрыть связи между ними, заложена уже в наших исходных положениях. Поскольку психическое,
внутреннее определяется опосредованно через отношение сво¸ к объективному, внешнему, логика
вещей
объектов мысли
в силу этого входит в психику индивида заодно с их предметным
содержанием и более или менее адекватно осозна¸тся в его мышлении. Поэтому логическое, никак не
растворяясь в субъективно психологическом (в духе психологизма) и не противостоя извне всему
психологическому (в духе антипсихологизма), входит определяющим началом в сознание индивида.
Психология мышления не может быть сведена, таким образом, к логике, но вместе с тем
психологическая трактовка мышления не может быть и оторвана от определения объективной сущности
мышления в логике. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна
исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции.
Эта связь психологии с логикой и теорией познания, с философией отч¸тливо проявляется в
истории психологических учений о мышлении. Так, ассоциативная психология исходила из позиций
английского эмпиризма, психология мышления вюрцбургской школы — из идеалистической
философии гуссерлианства; трактовка психологии мышления в американской литературе, у Дж. Дьюи,
определялась философией прагматизма. Наша, советская, психология мышления исходит из
диалектической логики, из материалистической диалектики.
Психологические теории мышления
Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до
этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы
протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных
представлений, объедин¸нных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы.
Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном
исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории. Понятие
отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков:
суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суждений,
служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него как вывод. Эта концепция ид¸т от Д.
Юма. Ещ¸ в конце XIX в. она была господствующей.
Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а
закономерности его протекания — к ассоциативным законам. Оба эти положения несостоятельны.
Мышление имеет сво¸ качественно специфическое содержание и свои качественные специфические
закономерности протекания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; понятие
же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или
представлений.
Точно так же и закономерности протекания мыслительного процесса не сводимы к
Hosted by uCoz