Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 584 
Next page End  

ассоциативным связям и законам, определяющим протекание ассоциативных процессов (законы
ассоциации по смежности в пространстве и во времени).
Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного
заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно
отраж¸нными в сознании связями своего предметного содержания; ассоциативный же процесс
определяется сплошь и рядом неосознанными связями по смежности в пространстве и во времени
между полученными данным субъектом более или менее случайными субъективными впечатлениями. У
каждого субъекта они устанавливаются в зависимости от того, в каких соединениях данные впечатления
были им восприняты, независимо от того, насколько существенны эти связи для самых предметов.
Поэтому ассоциативные связи являются сравнительно ещ¸ несовершенной ступенью познания. В них
лишь в общем и целом отражаются существенные связи, в каждом же отдельном случае ассоциация
может иметь случайный характер.
В ассоциативном процессе связи и отношения, объективно определяющие течение процесса, не
осознаются самим субъектом как связи его предметного содержания. Поэтому содержание процесса
субъективно в познавательном отношении, и вместе с тем его течение автоматично, независимо от
субъекта; субъект не регулирует его течения. При ассоциативном процессе протекает ряд субъективных
представлений, независимых от субъекта; ассоциативный процесс лиш¸н целенаправленности. Каждое
представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при сво¸м
появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно
бывает множество. Каждое из могущих быть ассоциативно вызванных представлений в свою очередь
является отправной точкой разбегающихся в разные стороны ассоциаций.
Таким образом, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и
последующим не однозначна: процесс лиш¸н направленности, в н¸м нет регулирующей его
организованности. Так, например, протекают у нас обрывки мыслей, случайно всплывая и разбегаясь
сейчас же в разные стороны, когда, выключившись из мыслительной работы, требующей
сосредоточенной направленности и собранности на одном предмете, на разрешаемой нами задаче, мы,
утомл¸нные, предоставляем нашим «мыслям» блуждать и расплываться в случайных гр¸зах; но и в этих
гр¸зах больше направленности, чем в простой цепи ассоциаций. В мыслительном же процессе
действием этого механизма ассоциаций можно было бы скорее объяснить те случаи «рассеянности»,
когда в последовательный ход мыслительных операций вдруг врывается по случайной ассоциации
всплывший образ, отклоняющий мысль от е¸ пути, от нормального, упорядоченного течения
мыслительных операций.
Таким образом, характер протекания элементарного ассоциативного процесса и высшего
мыслительного процесса так существенно различны, что сведение второго к первому совершенно
неправомерно.
Для того чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, не отказываясь от
исходных предпосылок ассоциативной теории, согласно которой все мыслительные процессы носят
репродуктивный характер, воспроизводящий содержание чувственных данных, сторонники этой
теории, наряду с ассоциацией, пытались использовать ещ¸ «персеверацию» (Г. Э. Мюллер).
Персеверация выражается в тенденции представлений удерживаться, каждый раз вновь проникая в
течение наших представлений. Так, порой навязчиво преследует человека какой-либо мотив. Крайнюю
патологическую форму персеверации представляют так называемые навязчивые идеи. Попытка
использовать персеверативные тенденции для объяснения направленности мышления нашла себе яркое
выражение в формуле Г. Эббингауза: «упорядоченное мышление — это, можно сказать, нечто среднее
между скачкой идей и навязчивыми представлениями».
[Г. Эббингауз, Очерк психологии, СПб. 1911,
стр. 153.] Мышление, таким образом, представляется в виде равнодействующей двух патологических
состояний — яркое доказательство резкого несоответствия природы мышления предпосылкам этой
теории, на основе которой приходится таким образом его объяснить.
Сведению логического к чувственному, проводимому сенсуалистической ассоциативной
психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной
задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.
Представители вюрцбургской школы,
положившие наряду с А. Бине во Франции начало
систематическому изучению психологии мышления, прежде всего выдвинули — в противовес
сенсуализму ассоциативной психологии то положение, что мышление имеет сво¸ специфическое
содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное
положение о несводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с
Hosted by uCoz