Navigation bar
  Print document Start Previous page
 287 of 584 
Next page End  

несводимое к наглядному содержанию тех членов, между которыми они устанавливаются (А.
Грюнбаум), К. Коффка хочет безостаточно свести отношения к структурности наглядного содержания.
Основное положение его теории мышления заключается в том, что мышление — это не
оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций. Исходная ситуация, в
которой возникает проблема, — это в сво¸м наглядном содержании неуравновешенное феноменальное
поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации
созда¸тся напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую.
Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование (Umzentrierung, по
М. Вертгеймеру), т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к
решению задачи. Задача оказывается реш¸нной попросту в результате того, что мы под конец по-иному,
чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.
В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от
чувственного созерцания, К. Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе принципа
структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об
ассоциациях отстаивала ассоциативная психология. Эта попытка игнорирует специфику мышления.
Коффка подч¸ркивает, что в противовес идеалистической теории вюрцбуржцев, согласно которой
мышление состоит из операций субъекта, его теория целиком переносит весь процесс мышления из
субъекта в «феноменальный объект». Это по существу механистическое поглощение субъекта
объектом; оно носит вместе с тем и ярко субъективистический характер, поскольку объект, в который
перенес¸н весь процесс мышления, — это «феноменальный» объект, т. е. наглядное содержание
сознания. Не учтена отнес¸нность этого содержания к независимому от него предмету. Так, Коффка
считает неправильным истолковывать опыты А. Грюнбаума, показавшего, что можно воспринять две
равные фигуры, не осознав их равенства (и осознать равенство двух фигур, не осознав в точности, какие
это фигуры), таким образом, что мы сначала воспринимаем две фигуры без осознания их равенства, а
затем созна¸м равенство тех же фигур.
С его точки зрения, попросту мы сначала восприняли две
фигуры, а затем две равные фигуры;
нам были даны не одни и те же предметы и отношения между
ними, а сами предметы были в первом и во втором случае различны. Предмет в этом случае явно
отожествляется с изменяющимся от случая к случаю наглядным содержанием сознания, которое само
по себе безотносительно к его тожественной предметной отнес¸нности. Между тем тожество
предметной отнес¸нности при различном наглядном содержании составляет существенную
предпосылку мышления; без не¸ мышление невозможно. В самом деле, тот переход одного
«феноменального поля», одной наглядной ситуации в другую, к которому Коффка хочет свести процесс
мышления, никак не может привести к решению задачи, возникшей в первой ситуации; для этого не
достаточно замены исходной ситуации конечной ситуацией. Для того чтобы последняя ситуация могла
стать решением той задачи, которая возникла в первой ситуации, необходимо, чтобы содержание
последней ситуации было соотнесено с первой и содержание обеих отнесено к одним и тем же
предметам. Только при этих условиях, которые Коффка отверг, решение могло бы быть осознано как
решение. О том же процессе перехода от одной наглядной ситуации к другой, о котором говорит
Коффка, можно сказать, что мы, перейдя от исходной проблемной ситуации к последующей, в лучшем
случае ушли от задачи и только избавились от не¸, но никак не то, что мы е¸ разрешили. Двойное
сведение и предмета и операции субъекта к структуре непосредственно данного содержания сознания
упраздняет основные предпосылки мыслительного акта. Мышление так же несводимо к
преобразованию феноменальных структур, как и к ассоциации представлений.
Психологическая природа мыслительного процесса
Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом
деятельности, направленным на разрешение определ¸нной задачи. Задача эта заключает в себе цель для
мыслительной деятельности индивида, соотнес¸нную с условиями,
которыми она задана. Направляясь
на ту или иную цель, на решение определ¸нной задачи, всякий реальный мыслительный акт субъекта
исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является
проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда
направлен на разрешение какой-то задачи.
Такое начало предполагает и определ¸нный конец. Разрешение задачи является естественным
Hosted by uCoz